Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

С кассой один на один



          Не увеличивая количество сотрудников, можно открыть большее число касс при испольовании кассовой системы самообслуживания (self-checkout) и снизить трудозатраты.

          Self checkout импонируют технически подкованным и современным покупателям – многие из них относятся к категории высокоплатёжеспособных. Кроме того, в магазины с кассами самообслуживания чаще приходят потребители, для которых некомфортен частый контакт с персоналом магазина. Кроме того, касса не может вас обсчитать (а вы, соответственно, её), из платёжного терминала, который по сути представляет из себя защищённый банкомат, практически исключён риск кражи денег.

          Основная выгода от использования касс самообслуживания – это сокращение затрат на персонал. Они снижаются соответственно размеру зарплаты кассиров в конкретном магазине и числу операторов, следящих за кассами самообслуживания. На Западе один контролер-оператор может контролировать 4-8 касс self-checkout, то есть магазин экономит 3-7 зарплат кассиров.

          Другой показатель – соотношение доли пользователей этих касс и продуцируемого ими оборота. Например, в одном швейцарском магазине сети Coop POS-терминалы самообслуживания используют 15% потребителей, которые формируют 20% оборота магазина.

          Стоимость кассовой системы self-checkout может достигать цены 5-10 обычных касс. Она зависит от модели и набора функциональных возможностей (например, система оборота наличности или одновременное использование приема расчетных карт, купюр и монет существенно повышает стоимость оборудования).

          При выборе конфигурации системы self-checkout необходимо учитывать объем потока покупателей, а также размер, вес и количество приобретаемых товаров. Скажем, в зависимости от типа товара или предполагаемой проходимости может использоваться касса с конвейерной лентой или без нее или же терминал, рассчитанный на упаковку покупок в один или сразу два пакета.

          В Западной Европе средняя зарплата кассира в супер- или гипермаркете может составлять около 1000-1500 евро, поэтому срок окупаемости одной кассы самообслуживания относительно невелик. Например, в Москве кассир зарабатывает порядка 20-30 тыс. руб., в регионах – до 10-15 тыс. Поэтому сроки окупаемости POS-терминала самообслуживания заведомо выше, чем в Европе. По оценке Андрея Мурадова, продакт-менеджера по POS-терминалам корпорации «Пилот», период окупаемости системы в российских условиях может составить от 12 до 18 месяцев. Однако не стоит забывать о том, что в посткризисный период зарплаты сотрудников розничных предприятий продолжат свой рост, тогда как стоимость новых технологий со временем обычно снижается. Так было, например, с камерами видеонаблюдения – когда зарплата охранников в магазинах росла, а стоимость камер падала, приобретение последних стало более рентабельным.

     Как это работает

  • Устройства класса self-checkout представляют собой кассы, в которых клиенты самостоятельно сканируют, упаковывают и оплачивают товар. В супермаркете можно инсталлировать от 4 до 10 подобных аппаратов.
  • Покупатель достает товары из корзинки и сканирует их штрихкод. На мониторе терминала он видит список своих покупок, их стоимость и общую сумму чека.
  • В зависимости от комплектации устройства оплату можно производить банковской картой, купонами торговой сети или наличными (купюрами и монетами).
  • После оплаты аппарат автоматически распечатывает фискальный чек и выдает сдачу. Покупатель забирает сдачу и покупки, складывает их в пакет и уходит.
  • За процессом оплаты покупок на кассах со своего монитора обычно наблюдает контроллер. Его рабочее место может быть расположено как в торговом зале, так и в офисном помещении. Он не только следит за недобросовестными покупателями, но и в случае возникновения каких-либо затруднений у потребителей может оказывать им помощь.
  • Если в западных магазинах должности контролера и консультанта обычно совмещены, то в условиях стран бывшего СССР такого совмещения, скорее всего, не получится. По крайней мере, на первых порах, когда многих покупателей неизбежно придется обучать обращению с новой техникой. Для этого придется нанять специальных людей, которые будут стоять непосредственно рядом с кассами и помогать покупателям оплачивать свои товары.

          Кассы самообслуживания в мире

  •      США и Канада

          Кассы самообслуживания (self-checkout) изобрел канадец Говард Шнайдер. Первый аппарат он собрал в собственном гараже.

          В 1991 году он основал компанию Optimal Robotics, а в следующем году запатентовал свое изобретение в США. В том же году кассы самообслуживания были установлены в одном супермаркете сети Price Chopper в Нью-Йорке.

          Затем новые устройства начала применять американская сеть супермаркетов Kroger, а очень скоро и другие ритейлеры в США и Канаде.

          Впоследствии Optimal Robotics продала свое ноу-хау американской компании NCR и японской Fujitsu, которые теперь наравне с концерном IBM лидируют в сфере разработки и производства касс самообслуживания.

  •      Западная Европа

          В конце 1990-х годов посетители европейских магазинов только начали самостоятельно сканировать штрихкоды при выходе через кассу (первые сканеры самообслуживания появились во Франции в магазинах сетей Super U, Atac и E.Leclerc).

          Распространение POS-терминалов самообслуживания началось только в 2000-х гг. Французский ритейлер Auchan стал внедрять подобные устройства в 2003 году – сначала в своих магазинах в Италии, а затем во Франции, Португалии, Испании и Польше.

          Еще одна крупная французская торговая группа Carrefour занялась установкой self-checkout только в январе прошлого года.

          До конца 2010 года в 225 французских магазинах сети будет установлено около 1200 аппаратов. В данном случае речь идет о кассах нового поколения с интегрированной системой оборота наличности – Cash Management или Cash Recycling. Суть ее действия заключается в том, что сдача выдается пользователю из денег, полученных от других клиентов (обычно сдача идет из специального устройства, не затрагивая денег клиентов). Поэтому проводить инкассацию и докладывать новую наличность можно намного реже. Однако такая система сильно удорожает общую стоимость кассы.

          Сегодня в число основных поставщиков касс самообслуживания наряду с NCR, Fujitsu, IBM также входят шведско-немецкая компания Itab и немецкая Wincor Nixdorf. Один из клиентов Wincor Nixdorf – магазины группы Auchan.

          В них производитель поставляет свои устройства self-checkout с 2004 года. А модели компании Itab распространены преимущественно в Нидерландах. Кстати сказать, эта страна – лидер по доле магазинов, оснащенных автоматическими терминалами.

  •      Восточная Европа

          Невзирая на негативные последствия кризиса, появились первые примеры инсталляций и в странах Восточной Европы: Польше, Словении, Латвии и др.

          Из последних внедрений можно отметить довольно крупный проект, который реализует NCR через своего греческого партнера – фирму Printec. Компания Aspiag (франчайзи сети Spar) заказала поставку и установку 52 касс самообслуживания NCR SelfServ в 12 словенских гипермаркетах Interspar с дальнейшим расширением проекта в случае его успеха в течение этого года.

          А также проект в одном из рижских магазинов прибалтийской сети Maxima. В марте 2009 года местная компания UVS инсталлировала на объекте 4 экспресс-кассы самообслуживания производства Wincor Nixdorf. Размер инвестиций составил 250 тыс. евро (поставка и установка касс, сопутствующий консалтинг и пр.).

  •      Россия

          В отечественных торговых объектах об использовании устройств self-checkout было слышно только как об имиджевых проектах.

          Лишь в конце 2009 года у нас в стране появились магазины, где кассы самообслуживания были установлены, прежде всего для получения экономической выгоды. Как и везде, предполагаемые сроки окупаемости новых касс составляют 18-24 месяцев.

          Наряду с экономией средств на зарплате персонала преследуемые цели установки – привлечение покупателей с помощью новых технологий и ускорение процесса обслуживания. Правда, в последнем случае многое зависит от технической грамотности населения.

          Стартовой площадкой стал первый торговый объект розничной сети «Радуга» группы «Ашан Россия», открытый в Пензе. Размер инвестиций в открытие магазина площадью около 5 тыс. м2 и с ассортиментом порядка 10 тыс. наименований составил 3 млн евро.

          В торговом зале кассовая линейка заменена терминалами самообслуживания на базе моделей Fujitsu TP-X, инсталляцией занималась российская компания «Пилот». Во второй «Радуге», которая открылась в Калуге вслед за первой, также используются self-checkout.

     – Европейские ритейлеры обычно устанавливают смешанные формы POS-систем, например, четыре POS-терминала и одну систему SelfCheckout.

          Сеть «Радуга» предпочла полностью автоматизировать процесс продаж, поэтому торговый зал оснащен только системами кассового самообслуживания, – рассказывает Андрей Мурадов, продакт-менеджер по POS-терминалам корпорации «Пилот». – Кроме того, в Европе покупатель сам взвешивает товар на кассе, сам сканирует и сам оплачивает покупку.

          В России используют кассы самообслуживания без модуля взвешивания. Основная причина отказа от весов – понижение стоимости оборудования и уменьшение краж покупателями.


          У кого купить?

          Высоки шансы занять хорошее место на рынке касс самообслуживания в России у немецкого производителя Wincor Nixdorf (представительство уже работает в Москве). Продукция компании сегодня широко представлена в нашей стране банкоматами, которые закупает ряд крупнейших банков. В конце 2009 года Wincor Nixdorf вышла на российский рынок с полностью локализованной версией экспресс-кассы самообслуживания, способной принимать отечественные банкноты и монеты.

          В Санкт-Петербурге работает представительство компании Itab. Но, учитывая высокую стоимость оборудования этого производителя и его удаленность, можно предположить, что его кассы самообслуживания получат распространение лишь в Северо-Западном регионе. «Загвоздка» с Itab заключается в том, что решения компании – к примеру, TwinFlow – совмещают собственно кассу самообслуживания и кассовый бокс с конвейерной лентой.

          Стоимость таких устройств, произведенных в Северной Европе, чересчур высока для России. Поэтому, скорее всего, компании будут приобретать немецкие кассы без таких боксов и конвейеров. К тому же если провести аналогию с холодильным торговым оборудованием, то высококачественные, но довольно дорогие финские шкафы Helkama и финские же холодильные витрины Norpe пользуются популярностью преимущественно в Северной столице.

          В других же российских городах их продажи относительно прочих торговых марок невелики.

          Продакт-менеджер по POS-терминалам корпорации «Пилот», рекомендует при выборе касс самообслуживания учитывать то, что в России только 10% покупателей предпочитают оплачивать покупки картами.

          Большинство предпочитает наличный расчет. Поэтому в Росси необходимо оборудование, оснащенное боксами для хранения купюр и монет большего объема и количества, чем на Западе.


     История вопроса

  • 1992 – первая инсталляция «роботов» Говарда Шнайдера в нью-йоркском магазине сети супермаркетов Price Chopper.
  • 1997 – американская компания NCR представила в Филадельфии свой первый прототип кассы самообслуживания. NCR – один из мировых лидеров в производстве касc.
  • 1999 – шведско-немецкая компания Itab начала первые разработки в рамках проекта SCO (Self-Checkout).
  • 2002 – первые тестирования прототипов касс самообслуживания Itab, получивших в последующие годы широкое распространение в Нидерландах.
  • 2004 – концерн Fujitsu через свою дочернюю компанию приобрел за $35 млн бизнес фирмы Optimal Robotics по выпуску касс самообслуживания под брендом U-Scan. На момент сделки на эту торговую марку приходилось около 40% американского рынка устройств типа self-checkout.
  • 2005 – за год трансакции через кассы самообслуживания во всем мире составили $161 млрд.
  • 2007 – 98% опрошенных американской компанией IHL пользовались за год POS-терминалами обслуживания хотя бы раз, и почти половина опрошенных пользовались ими более пяти раз.
  • 2009 – первые масштабные установки POS-терминалов самообслуживания в России (производства компании Fujitsu).