Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

          Технологии автоидентификации в медицине - инструмент защиты от ошибок

Обратиться к руководителю IT проектов


          Высокие технологии прочно вошли во все стороны современной жизни. Медицина не стала исключением. Использование методов автоматической идентификации при работе с медицинской документацией в ходе оказания услуг и обработки образцов биологических материалов помогает резкосократить количество ошибок в лечебно-диагностическом процессе и избавить лечебное учреждение от издержек, а медработников от рутины.

          В «автоматическом» режиме не получалось…

          Анализ эффективности внедрения лабораторной информационной системы (ЛИС) в клинике Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России выявил как явные плюсы от внедрения компьютерных технологий, так и очевидные проблемы. Так, двунаправленное подключение анализаторов к ЛИС избавило от необходимости ручного ввода в анализатор сведений о пациентах и выполняемых исследованиях. Рабочие листы автоматически формировались в системе и по команде оператора загружались в анализатор. Вот тут и возникал первый нюанс: пробирки с сыворотками необходимо было устанавливать в прибор в точном соответствии с их позициями в рабочем листе. Еще больше проблем вызывали пробирки, которые нужно было запускать в анализатор «вне очереди». Точнее, сами пробирки прибор принимал без проблем и задание из ЛИС в него загружались тоже без проблем. Но если наличие внеочередной пробирки не учесть при загрузке последующего планового рабочего листа, в приборе происходило большое смещение индексов, и в последующем требовалось значительное время для установления соответствия между пробирками и полученными результатами. Конечно, внимательный оператор не должен допускать подобных промахов, но человек не машина и на фоне утомления вполне может ошибиться. Таким образом, в цепочке пробирка – человек – анализатор «слабым звеном» являлся человек, а как подсказывает опыт – слабое звено нужно удалять из цепи. Но как же после этого анализатор сможет ра познать пробирку?

          Исключая слабое звено

          Анализ литературы и опыта эксплуатации ЛИС в зарубежных лабораториях подсказал выход. На каждой пробирке должен быть идентификатор, который сможет прочитать анализатор, и каждый анализатор, работающий в ЛИС, должен быть способен прочитать идентификатор, нанесенный на пробирку. Так был инициирован проект повнедрению методов автоматической идентификации в лаборатории. Штрихкод начал свое победоносное шествие по лабораториям и кабинетам клиники.

          Перед забором крови медсестра процедурного кабинета наклеивает на пробирку и на направление этикетки с идентичным штрихкодом. Перед отправкой пробирки в лабораторию медсестра регистрирует наклеенный номер в медицинской системе путем считывания штрихкода с направления при помощи сканера штрихкода. Лаборанту в лаборатории ничего не приходится делать, кроме как поставить пробирку соштрихкодом в штатив, а штатив в анализатор. По окончании исследования все пробирки переносятся на планшет и убираются в архив образцов. При этом места расположения пробирок в архиве также фиксируются в лабораторной системе путем считывания штрихкода сканером.

          Главное – надежность

          После решения технологической задачи маркировки пробирок очень важным вопросом стал выбор поставщика технологического оборудования для реализации проекта, и в первую очередь сканеров штрихкодов. Во-первых, они должны были обеспечивать чтение штрихкодов бесконтактным способом, чтобы исключить любую вероятность контакта с биологическими жидкостями. Сканер должен был читать этикетки быстро, со значительного расстояния и без ошибки даже при некотором повреждении штрихкода. Во-вторых, сканер должен был иметь возможность работы как в руках у лаборанта, так и закрепленным на штативе, причем в автоматическом режиме. При пакетной передаче пробирок из процедурного кабинета в лабораторию ни что не должно занимать лишнего времени, даже необходимость наведения сканера на этикетку вручную. И, наконец, в-третьих, сканеры должны были быть очень устойчивыми в процессе эксплуатации. Требовать очень бережного обращения персонала лаборатории с высокотехнологическими устройствами было непросто, а полы в лаборатории, как известно, сделаны из кафеля. Даже после падения на пол с поверхности стола сканер должен был оставаться работоспособным. Конечно, были и такие факторы, как удобство и простота настройки сканера при вводе в эксплуатацию и легкость интеграции в лабораторную информационную систему.

          Испытание нескольких образцов сканеров штрихкода позволило специалистам клиник сделать выбор в пользу лазерного сканера LS-2208, поставляемого компанией Motorola. Данная модель полностью удовлетворила всем вышеизложенным требованиям, оказалась простой в подключении и эксплуатации. Даже приобретенные более 6 лет назад сканеры по сей день продолжают служить верой и правдой без ремонта и без ошибок, несмотря на суровые условия повседневной эксплуатации.

          Избавляясь от рутинной работы

          Успешное применение технологии штрихкодирования в лаборатории способствовало расширению зоны применения данной технологии в клинике. На всех медицинских документах, которые содержали регистрационный номер пациента, а это медицинские карты амбулаторных и стационарных пациентов, талоны на консультации специалистов и дополнительные методы исследования, справки и счета пациентов, появились штрихкоды. Рабочие места в регистратуре, кабинеты всех врачей были оснащены сканерами штрихкода. Это позволило значительно сократить время поиска электронной медицинской карты пациента в базе, однозначно находить пациента при его повторном обращении, исключить путаницу в медицинских записях при обращении в клинику однофамильцев или родственников. Для примера: время, которое необходимо на оплату пациентом оказанной медицинской услуги в кассе регистратуры, сократилось с обычных трехчетырех минут до сорока секунд. Из них двадцать секунд пациент тратил на то, чтобы достать деньги из кармана.

          Еще один яркий и показательный пример – интеграция сканера штрихкода в аппаратуру функциональной диагностики. Два сканера были установлены в кабинете ЭКГ. Один из них подключен к компьютеризированному регистратору ЭКГ, а другой к рабочему месту врача. Медсестра-регистратор сканирует регистрационный номер с талона пациента и находит в базе ЭКГ-аппарата пациента, если он обращается повторно. Если пациента с таким номером нет, то медсестра регистрирует его в аппарате как первичного. Применение штрихкода позволило однозначно решить проблему повторных исследований. Врачу для описания снятых в течение дня кардиограмм достаточно поднести талон пациента к сканеру на своем рабочем месте, и ЭКГ автоматически открывается на экране компьютера. На лицо экономия времени и исключение ошибок с идентификацией пациента. Поражает не только простота и эффективность применения технологии, но и срок возврата инвестиций, так называемый индекс ROI. Только за счет повышения пропускной способности кабинета на 10% без учета исключения ошибок внедрение сканеров окупилось за 10 рабочих дней! Конечно, этому способствовали и готовность к подключению сканера штрихкода как ЭКГ-аппарата, так и рабочего места врача, объединенных в единую сеть, наличие госпитальной информационной системы.

          Браслеты не понравились женщинам

          Однако на пути внедрения штрихкодов нас постигло и разочарование. По рекомендации специалистов компании Motorola мы провели опытную эксплуатацию браслетов пациентов. С помощью термотрансферного принтера печатался браслет – пластиковое кольцо, которое закреплялось на запястье пациента. На браслете были представлены фамилия и имя пациента, пол, дата рождения и регистрационный номер. Все отзывы о применение браслетов в зарубежных клиниках свидетельствовали об их высокой эффективности. Однако в условиях терапевтического стационара мы встретили неприятие браслетов со стороны пациентов. Часть пациентов высказывалась категорически против печати на браслетах своих имени и фамилии, а многие женщины не очень хотели, чтобы на браслетах читалась дата их рождения. Подобный незначительный психологический момент приостановил внедрение браслетов пациентов в терапевтической клинике. При этом стоит заметить, что регистрационный номер пациента, который печатается на талоне направления на консультацию и с которым пациент приходит в диагностический кабинет, полностью нивелировал проблему отсутствия на пациенте браслета со штрихкодом.

          Новые технологии – новые возможности

          Таким образом, внедрение технологии автоматизированной идентификации, внедрение технологии штрихкодирования в деятельность лечебного учреждения избавляет персонал от рутинной работы и снижает, а порой и полностью исключает, количество ошибок, обусловленных человеческим фактором. Применение штрихкодов позволяет повысить пропускную способность лечебных и диагностических кабинетов, увеличить загруженность диагностического оборудования. Как результат, применение данной технологии способствует повышению качества медицинской помощи и снижению стоимости обслуживания. Современные лечебные учреждения, ориентированные на конечный результат, должны шире использовать в своей деятельности технологии штрихкодирования.