Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

Что следует ожидать от технологии RFID?

          Технология радиочастотной идентификации (RFID) известна уже более десяти лет. Можно ли ее сейчас рассматривать в качестве альтернативы штрихкодам?

          Вокруг RFID сложилась странная ситуация: с одной стороны, высочайший интерес потенциальных заказчиков к возможностям, заложенным в эту технологию, с другой — отсутствие достаточного реального опыта и публичных проектов, на примере которых можно было бы оценить эффективность данных решений. Желание понять причины этого противоречия послужило поводом для обсуждения вопросов, связанных с RFID, в ходе заседания круглого стола, который был организован редакцией журнала «Директор информационной службы» (CIO.RU) и компанией «Систем Групп Рус».

          По замыслу разработчиков технологии, на объект, для его контроля или учета, крепится RFID-метка. Она содержит уникальную информацию и позволяет идентифицировать объект, к которому прикреплена. Данная метка по беспроводной связи передает информацию о «своем» объекте в компьютерную базу данных, что дает возможность в режиме реального времени отслеживать его состояние.

          По мнению Сергея Комягина, генерального директора компании «Систем Групп Рус», очень важно при внедрении RFID не впадать в иллюзии. Один из первых проектов в мире был связан с тем, что метки RFID стали крепить на багаж в аэропортах. К сожалению, как потом оказалось, на долгих рейсах больше половины меток успевали размагнититься, что для авиаперевозчика, конечно же, недопустимо. Рассматривая возможность применения этой технологии, следует четко понимать, какое решение для данной практической задачи выбрать. Если в зоне действия метки существуют электромагнитные поля и наводки, то следует выбирать активные (с собственным источником питания) метки RFID, но тогда цена решения значительно возрастает. Ограничением для использования RFID также является металлическая упаковка и жидкости, которые становятся своеобразным экраном и не позволяют гарантировать качество считывания информации с метки.

          По словам Валерия Шермана, ведущего технического архитектора российского филиала Motorola Enterprise Mobility Business, в России принят европейский стандарт RFID, но в урезанном виде. На сегодняшний день без дополнительных лицензий и разрешения можно внедрять RFID-проекты, где мощность считывателя не превышает 100 мВт. Для ручного считывателя в этом случае обеспечивается устойчивое считывание метки на расстоянии 40—50 см. Для стационарного считывателя расстояние близко к нулю. Попытки получить разрешение на необходимые частоты заканчивались ничем. Однако на свой страх и риск многие используют неразрешенные частоты. Пока не было ни одного случая наказания за это, но говорить о такой практике никто публично не решается. В этом видится одна из причин отсутствия на российском рынке «громких» проектов внедрения RFID.

          RFID-проекты

          Как известно, неправильно выбранная технология, не адаптированная под соответствующие бизнес-процессы, сопровождается высокими рисками непрофильных издержек. Практически каждая компания имеет свои уникальные бизнес-процессы и использует различные ИТ-системы управления, поэтому не существует и общего для всех решения на основе RFID. Каждая система должна быть кастомизирована в соответствии с особенностями и задачами ее будущих пользователей. Только после тщательного анализа всех бизнес-процессов заказчика потенциальный поставщик системы RFID может предложить наиболее подходящее оборудование и непосредственно саму систему управления.

          По словам Николая Зайцева, вице-президента и директора по ИТ компании «Л'Этуаль», задача внедрения RFID в этой компании идет от руководства. Правда, руководство, как правило, видит внешнюю, парадную, сторону RFID, а шлейфа проблем и разочарований не наблюдает, поэтому, как только появляется информация о том, что где-то реализован успешный RFID-проект, приходится проводить соответствующую оценку. В первую очередь приходится сталкиваться с ограничениями по необходимым частотам.

          Уже несколько лет у Зайцева в кабинете хранится коммерческое предложение по автоматизации распределительного центра компании площадью 20 тыс. кв. м. Задача ставилась примерно так: нужно проконтролировать, сколько товара уходит за ворота склада и сколько поступает в магазины. Проект оценили в несколько миллионов евро, но гарантии, что будет получена точная информация, никто давать не стал. Причина — очень сложные для работы RFID условия: до каждой единицы товара довести технологию было невозможно, поэтому речь шла о коробках, которые должны быть установлены таким образом, чтобы метки были обращены к считывателям. В результате паллета с коробками внутри оказывается пустой. Эффективность проекта оставляла желать лучшего.

          В ходе встречи возник вопрос: до какого уровня на сегодняшний день удалось кастомизировать технологию RFID? Оказалось, что американская розничная компания Wal-Mart, наиболее известный пионер этой технологии, с самого начала стремившаяся к тому, чтобы внедрить RFID на всех участках своего бизнеса вплоть до единиц товара, остановилась на палетах, и в обозримой перспективе планируется маркировка на джинсах. До единиц товара на сегодняшний день, похоже, не дошел никто...

          Как бы то ни было, Комягин считает, что не стоит отказываться от возможностей, которые несет RFID. Для успеха освоения этой технологии на конкретном предприятии необходим комплексный подход к RFID-проектам с учетом всей совокупности проблем и ограничений данной технологии. В качестве примера он привел проект RFID в киевском ТЦ «Магеллан». Там было решено собрать данные о количестве покупателей в торговом зале за некоторый период времени, определить среднее время пребывания покупателя в торговом зале и оценить оборачиваемость тележек. Для этого необходимо было понять, сколько времени тратится на выбор группы товара (чая, средства для мытья посуды, алкоголя и т. п.), сколько покупателей интересуется товарами этой группы, как часто и пр. Решение было выбрано следующее: тележки покупателей были оборудованы RFID-метками, которые содержат уникальный номер. Антенны RFID-считывателей размещаются на потолке над проходами, кассами и полками. Благодаря этому решению удалось собрать не только изначально планировавшиеся данные, но и достаточно полную статистику о перемещении покупателей по залу, на основе которой было оптимизировано размещение товаров.

          Дмитрий Ребров, менеджер по ИТ-поддержке компании CCHBC, входящей в группу Coca-Cola Hellenic, также считает, что каждый из успешных RFID-проектов должен быть уникальным. Тем, кто хочет реализовать у себя такой проект, важно понимать, какую часть бизнеса можно автоматизировать с помощью RFID с выгодой для компании. Деятельность CCHBC связана с производством безалкогольных напитков. Из-за технологических ограничений планировавшийся RFID-проект в рамках профильной деятельности пришлось заморозить. Однако у компании есть очень много функций, не относящихся к ее основному бизнесу. В частности, в розничных точках присутствуют фирменные холодильники. При цене порядка тысячи евро за каждый уместен контроль за их местоположением, идентификация и учет. И здесь применение RFID с помощью существующих на рынке технологий, интегрированных в корпоративные информационные системы, вполне возможно.

          Главное — смекалка

          Существующая практика успешных RFID-проектов показывает, что мало кому удается применить технологию в составе тиражируемого решения. Почти в каждом случае пришлось не только применить смекалку, но и постараться в полной мере раскрыть талант консультантов и интеграторов.

          В условиях существующих ограничений технологии RFID возможна кусочная автоматизация того или иного производственного участка или бизнес-процесса различными методами и средствами, в том числе с применением RFID. Ребров убежден, что в этих условиях компания-консультант, не имея успешных примеров применения своей смекалки, не сможет внедрить эти решения. Интегратор должен погружаться во все процессы, от производства до конечного потребителя. Без этой всесторонней экспертизы со стороны интегратора и консультантов не удастся добиться хороших результатов в проекте RFID.

          Свой пример прагматичного и вместе с тем творческого подхода к использованию технологии RFID продемонстрировал Сергей Адмиральский, ИТ-директор ювелирной группы «Адамас». RFID в компании рассматривают как интересную, перспективную технологию, но не как готовое решение. Если ее применить в надлежащем месте надлежащим образом, то эффект будет, уверен Адмиральский. По его мнению, ИТ-сообществу крайне не хватает свежих идей и подробных примеров успешного применения RFID.

          В компании «Адамас» были предприняты три попытки реализовать RFID-проекты, чтобы понять, во что обойдется применение RFID в компании и как оправдать эти затраты. Проект, начатый в апреле 2008 года, предусматривал использование RFID для проведения инвентаризации в региональных магазинах компании. В каждом из них находится примерно 6—8 тыс. уникальных ювелирных изделий. Для инвентаризации с использованием сканеров штрихкодов требуется 16 человеко-часов. Применение технологии RFID сократило время инвентаризации до полутора часов, но даже эта экономия не позволила покрыть затраты на RFID.

          Когда в компании первый раз изучали возможности технологии, то определили пороговую цену радиочастотной метки в 10 руб. Сейчас, когда на рынке цены примерно такие же, все равно использование RFID оказывается чересчур дорогим удовольствием. По оценкам Адмиральского, применение RFID будет оптимальным при цене метки в 1,5 руб. Цена технологии — единственное ограничение для «Адамаса».

          Лет десять лет назад технология RFID всерьез рассматривалась как альтернатива технологии штрихкодирования, но пока заменить штрихкоды радиочастотными метками удается далеко не всегда. Есть ли альтернатива RFID, реальная и, главное, более дешевая в перспективе? К сожалению, пока такой технологии не видно. Шагом в развитии RFID сейчас считаются интеллектуальные радиометки, где, кроме собственно идентификатора, имеются различные датчики (температуры, движения, удара, срока годности, уровня наклона и пр.), позволяющие получить информацию о состоянии товара или продукции в процессе его транспортировки. Но это не замещение, а скорее эволюция RFID.