Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

Этикетка как искусство


          Дизайн этикетки как и дизайн упаковки – одно из направлений современного искусства, которое неразрывно связано с нашей повседневной жизнью. Ежедневно мы сталкиваемся с различными этикетками дома, на работе, в магазине и даже на улице. Сегодня смело можно говорить о том, что этикетка (а точнее, ее внешний вид) не только формирует эстетические вкусы наших современников, но и является своеобразным срезом культурной жизни современного общества.

          Этикетка одновременно с упаковкой, способна привлечь, удивить и расположить потребителя, а значит напрямую повлиять на объем продаж ее содержимого. В большинстве случаев предлагаемые продукты, по сути, однотипны. Роль этикетки и упаковки - помочь определиться с выбором, сделать его правильным.

          Этикетка дает не только информацию об удобстве в использовании или хранении, но и эмоции, настроение. Выбор покупателя остановится на той, которая в большей степени соответствует его представлениям и ожиданиям. Значительно увеличить спрос - задача непростая, доверяться в этом случае мало заинтересованным дилетантам рискованно и, в конечном счете, неоправданно.

          Основная задача дизайнера этикетки — сформировать предпочтительное отношение к товару. Создать конкурентно способный дизайн в рамках существующего рынка, учитывая все его особенности и тенденции. Наилучший результат достигается совместными усилиями клиента и исполнителя. Одно неизменно: профессиональный подход требуется с обеих сторон.

          Во времена СССР был старый добрый «худсовет». Именно он решал, что есть красиво. Полное отсутствие конкурентной борьбы, как среди производителей, так и среди исполнителей, породил известные и по сей день бренды. Дефицит был главным инструментом продвижения товара на «рынке». Сейчас иные времена, необходимость создавать хорошую со всех сторон этикетку – это жизненная необходимость!

          За последние десять лет интерес к дизайну медленно, но уверено растет. Для ряда производителей финансовый кризис стал своего рода отправной точкой. В такие моменты сильнейшие игроки выживают, становясь еще более опытными и мощными, а слабые погибают. Происходит перестановка сил. В такой ситуации проводить редизайн существующей продукции или рождать новой бренд очень актуально, поскольку есть шанс не только отстоять свои позиции, но и захватить ранее недоступные «места под солнцем».

Дизайнер этикетки – кто он: художник или ремесленник?

          Ремесленник – хорошее определение, он каждый день при деле, делает то, что нужно людям. Постоянно изучая мировой и отечественный опыт развития упаковки, он убеждается в правильности выбора своей профессии. Когда этикетка удивляет, вызывает желание купить, попробовать - это радует. Если дизайн этикетки живет долго, значит он достойный и востребованный. Длительный срок жизни этикетки - лучший комплимент ее создателю.

С чего началась история этикетки?

          На этот вопрос сложно полноценно ответить в рамках одного взгляда. Можно сказать, что это тема отдельной диссертации. Для тех, кто всерьез интересуется историей упаковки и этикетки, порекомендую прочитать замечательную книгу Томаса Хайна «Все об упаковке» – на сегодняшний день это настоящий бестселлер в этой области.

Какие самые знаменитые этикетки существуют сегодня?

          Сегодня трудно спорить с расхожим убеждением, что популярные «упаковочные» бренды преобразили культурную среду не меньше Мерилин Монро или легендарных Битлз. Современные искусствоведы, например, назвали девять упаковок, которые по их мнению изменили мир. Среди них такие звезды, как Heinz (в конце 50-х при определении оптимальной высоты полки для бытовых холодильников, разработчики ориентировались именно на высоту суперпопулярной бутылочки со всем нам хорошо знакомой этикеткой), Chanel №5 (к реинкарнации знаменитого образа приложил руку сам Энди Уорхол), Coca-Cola (для разработки знаменитой упаковки был привлечен знаменитый шведский стеклодув Александр Самуэльсон), водка Абсолют (тот случай, когда упаковка явно доминирует над содержимым), сюрреалистический флакон Dali (упаковка – дело рук знаменитого маэстро) и Toblerone (по мнению многих маркетологов, форма шоколада и упаковки - одно из самых гениальных маркетинговых изобретений в истории).


Этикетка и великое искусство. Есть ли случаи, когда упаковку создавали признанные художники?

          Одним из ярчайших примеров, на мой взгляд, является знаменитая коллекция Виктора Лобковича, собравшего удивительный сборник пол названием «Золотой век русской парфюмерии и косметики». Такие великие мастера, как М. Врубель, А. Аспит, А. Бельский, В. Россинский и многие другие знаменитые художники эпохи «модерн» приложили свою руку к созданию великолепных образцов этикетки и упаковки. Очень рекомендую эту книгу!

Насколько учитывается психология человека при создании этикетки?

          Думаю, многие со мной согласятся, этикетка и упаковка — это не только символ товара, но и символ образа жизни потребителя. Не секрет, что желание купить зачастую вызывает этикетка и упаковка - именно она заставляет принять решение. Поэтому при ее создании дизайнеры, безусловно, учитывают особенности психологии восприятия целевой аудитории. Как правило, заказчик обращается к дизайнеру уже владея подобными аналитическими материалами, и наша задача – использовать весь свой профессиональный арсенал для того, чтобы решить поставленную задачу.

Каков путь развития этикетки в будущем?

          От дизайнеров будут требоваться практичные, экономичные и конструктивные решения. Благодаря развитию Интернета, большинство товаров будут приобретаться покупателями небольшими оптовыми партиями, скорее всего не в упаковке, а в обычной многоразовой таре. Что сохранится без изменений, так это, пожалуй, подарочные варианты упаковки. Не очень-то приятно, например, получить в подарок духи в многоразовом бидоне или конфеты в простом бумажном пакете. Наверное, вся энергия дизайнеров переместится именно в эту область.

Автор: дизайнер этикеток Технозавр Зебрин.