Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

           QR-коды в торговле 2013

Обратиться к руководителю проектов автоматизации предприятий розничной торговли


          В России заработают интернет-магазины на базе QR-кодов

          В 2013 году стартует ряд проектов, превращающих стену вокзала или рекламу в журнале в витрину интернет-магазина. Один летом обещает запустить РЖД — она разместит на вокзалах билборды с фотографиями товаров, которые можно будет заказать. Для этого нужно будет сфотографировать камерой смартфона рекламу с QR-кодом, перейти с этого кода по ссылке на страницу онлайн-магазина и расплатиться пластиковой картой. Торговля через QR-коды — новый интересный формат и РЖД обсуждает его как одно возможное направление развития, говорит ее представитель Алексей Весновский.

          Идеологом проекта он называет российскую компанию Goodwin. Ее основали топ-менеджеры Chronopay Дмитрий Шмаков и Qiwi Сергей Балдин. Платформа для мобильной торговли Goodwin заработала в тестовом режиме в этот вторник, говорит Шмаков. Компания предлагает РЖД разместить билборды с QR-кодами на Ленинградском вокзале (на выходе из «Сапсанов» Петербург — Москва) и в самих «Сапсанах». Похожие виртуальные магазины запускает сеть супермаркетов Tesco: в 2011 г. она расклеила бумажные «витрины» с товарами в метро Сеула, а в 2012 г. — в лондонском аэропорту Гатвик.

          В витрины можно превратить и телесюжеты, и рекламу в журналах, говорит Шмаков. Журнал Shape уже размещает рекламу с QR-кодами, правда, ссылки пока ведут на рекламные страницы производителей, уточнил руководитель ИД «Венето» по интернет-проектам Павел Виноградов. В июне, надеется он, журнал и Goodwin разместят QR-ссылки на онлайн-магазин, как уже давно делает американский Shape. В Shape будет другая технология переходов на страницы онлайн-магазина — не QR-коды, а визуальное распознавание товаров, уточняет Шмаков.

          Свой QR-магазин готовит и Московский метрополитен: проект разрабатывает консалтинговая компания McKinsey, а поставщиком продуктовых товаров выбран интернет-магазин «Утконос», рассказал «Ведомостям» заместитель гендиректора по маркетингу «Утконоса» Максим Ледовский. Срок запуска проекта он не назвал. Ведет переговоры с метро и Goodwin, говорит Шмаков.

          QR-коды — удобный инструмент для электронной коммерции, хорошие перспективы у этой технологии и в России, считает директор по развитию бизнеса японского рекламного холдинга Dentsu Кеи Шимада. Для ее массового использования нужно только, чтобы пользователи скачали приложение для распознавания QR-кодов, объясняет он.



          QR-коды: торговля через "квадратики"

          До недавнего времени самым удобным способом покупок для вечно занятого населения крупных городов были онлайн-магазины. Они позволяли приобретать обновку, почти не поднимаясь с рабочего стула. Разве только для того, чтобы забрать доставленный товар у курьера. Однако сегодня появился еще более продвинутый и простой способ торговли - применение QR-кодов.

          Главные плюсы нового вида торговли отражены в самом названии - QR расшифровывается, как quick response, что в переводе с английского языка означает "быстрый отклик". QR-код представляет собой зашифрованную информацию (матричный код) о том или ином товаре, которая со стороны выглядит, как картинка с квадратиками. Гениальная разработка принадлежит японской компании "Denso-Wave". И вряд ли ее можно назвать новой, поскольку в следующем году QR-кодам исполнится уже десять лет.

          С 1994 года матричные коды завоевали неслыханную популярность у себя на родине. Японцы помещают QR-коды на все товары, продающиеся на прилавках - на продукты и на их упаковки, в справочники, на рекламные буклеты и так далее. Таким образом жители страны Восходящего солнца решили проблему перенасыщения индустрии штрихкодами. Впрочем, QR-коды ни в какое сравнение не идут со своими предшественниками. Это - продукт высокотехнологического века. Матричные коды значительно облегчают торговлю, логистику и производство в целом. Для того, чтобы считать информацию, необходимо специальное сканирующее оборудование или же обыкновенная камера, присутствующая в большинстве современных мобильных телефонов.

          Услуга настолько популярна в Японии, что ведущие операторы мобильной связи уже приноровились выпускать под своим брендом мобильные телефоны со встроенной поддержкой распознавания QR-код. Таким образом, рядовой японец может, завидев во время прогулки на рекламном щите интересный ему товар, остановиться, сфотографировать матричный код при помощи мобильного, и с использованием сканера получить полную информацию о том, где, по какой цене можно приобрести данный продукт, пройти на интернет-сайт производителя, и даже сразу его заказать.

          В России QR-кодами в том или ином виде пользуются 6 из 20 исследованных компанией J'son &Partners Consulting розничных сетей. Коды на товарах могут указываться также для того, чтобы покупатели, находясь в пределах торгового зала, могли при помощи телефона и того же сканера зайти на промо-сайт и узнать о проходящих акциях. Теперь же о намерении использовать японскую разработку заявило ОАО РЖД. Российский монополист планирует размещать магазины на базе матричных кодов на стенах вокзалов. Иными словами, на станциях будут вывешены рекламные щиты с изображением товара и QR-кодом для мгновенной его покупки. Схема приобретения понравившегося товара будет стандартная, а оплату можно будет произвести по пластиковой карте.

          Первопроходцами в данном виде торговли станет Ленинградский вокзал Москвы. Магазины будут работать на выходе из скоростных поездов "Сапсан", следующих по направлению Петербург-Москва, и в самих вагонах. После РЖД подобную практику планирует применить и метрополитен столицы. А меж тем, гениальная идея о внедрении торговли с использование QR-кодов в городском общественном транспорте принадлежит Северной Корее. В 2011 году на станциях метро в Сеуле подразделение розничной сети Tesco вывесило плакаты с изображением товара и отдельными QR кодами на каждый товар для заказа. Спустя год аналогичные магазины появились в аэропорту "Гатвик" в Лондоне.

          Однако торговля - это не единственная возможность матричных кодов. Например, в Японии и Австрии подобные картинки с "квадратиками" можно обнаружить на могилах. Кладбищенские QR-коды содержат информацию об усопших. В стороне также не остался туризм. В перспективе японские разработки могут заменить аудио-гидов в музеях, поскольку в этот маленький шифр может поместиться самая полная информация о произведении искусства. Более того, в "пиксели" можно перевести даже произведения классиков. В украинском городе Львове, например, объединение бизнесменов "Туристическое движение Львова" поместило QR-коды в общей сложности на 80 туристических объектов. Таким образом, гости города могут самостоятельно и без знания языка (ибо код содержит информацию на нескольких языках) ориентироваться на его улицах.

          На Западе же QR-коды зачастую используют в качестве мобильных купонов. Скопировав такой шифр на свой мобильный телефон, покупатель получает права на скидку в магазине, ресторане или кафе. Для того, чтобы дисконт сработал, необходимо лишь показать сотруднику того или иного заведения изображение на телефоне. Тот, в свою очередь, сканирует код, тем самым активируя скидку.

          Меж тем, предприниматели России давно выступают за повсеместное и обязательное введение QR-кодов, благодаря которым покупатели могли бы получать полную информацию о происхождении и движении к прилавку продуктов, что особенно важно в пищевой отрасли. Однако на данный момент данная необходимость только обсуждается с чиновниками.





          Статьи по теме QR-кодов: