Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

Несколько вопросов и ответов на тему автоматизации магазина.


Почему именно к фронт-офису и его автоматизации приковано такое внимание во всем мире?

     Исторически сложилось, что когда заходит речь об автоматизации магазина, в первую очередь имеют в виду внедрение системы управленческого учёта (учетной системы), откуда в свою очередь предоставляются данные для бухгалтерского учёта.

     И вот уже руководство, например, крупного торгового предприятия вкладывает средства во внедрение ERP-системы, электронного документооборота, бюджетирования. Выстраивается ассортиментная политика, оттачиваются цепочки поставок, создаются программы привлечения покупателей. Гарантирован ли успех?

     К сожалению, все усилия по автоматизации торговли могут оказаться бесполезными, если покупатель, привлеченный с таким трудом, увидит в магазине очереди на кассах, беспорядок на прилавках, перепутанные ценники, если он столкнется с низкой культурой обслуживания, конфликтами из-за скидок или обсчета.

     Этот покупатель больше не вернется, а значит все усилия, направленные на его привлечение - брендинг, ассортимент, программы лояльности - были тщетными. Учетная система бессильна перед несовершенством торгового зала. 90% успеха в удержании покупателя приходится именно на фронт-офис.


Фронт-офис - это понятие, кажется, из банковской сферы?

     Фронт-офис - это передний край любого потребительского бизнеса. В банке - стойка операциониста, в магазине - торговый зал и, конечно же, расчетный узел. Здесь кассир не только берет деньги и выдает сдачу - он сканирует штрих-коды, деактивирует этикетки, нередко взвешивает и упаковывает товар, оформляет гарантию и доставку. Много? Еще далеко не все! На кассе происходит начисление скидок, осуществляются расчеты по банковским картам, оплачиваются услуги мобильной связи.

     За несколькими минутами, которые покупатель проводит у кассы, - целый клубок технологий, в котором отдельные нити уходят во все основные бизнес-процессы. Банковские процессинги, скидки, контроль за внутренними потерями, лояльность персонала…

     Кроме того расчетный узел - это зеркало торгового бизнеса, ведь именно сюда приходят деньги. Приходят постоянно, ежеминутно. И контролировать этот процесс также нужно в режиме реального времени.


Но ведь менеджмент - в центральном офисе, а касса - в магазине…

     В том-то и дело. Более того: фронт-офис вместе с кассой работает в реальном времени, а учетная система мыслит итоговыми цифрами - за день, неделю, месяц.

     Поэтому система, которая владеет информацией "здесь и сейчас", необходима не только в магазине, но и в центральном офисе. Для сетей это особенно актуально: там быстро развивающиеся тенденции умножаются на количество магазинов, поэтому актуальность данных - главный козырь в борьбе за прибыль. В продуктах SET контроль из офиса обеспечивает конфигурация Centrum - руководство сети постоянно держит руку на пульсе.

     Хорошо, у руководства ситуация под контролем. А какие требования к фронт-офисной системе предъявляет работа кассового узла?

     Здесь ключевое слово: надежность. Каким бы богатым не был функционал кассового модуля (оплата мобильной связи, мягкие чеки, система правил по применению скидок и т.д.) - фронт-офис прежде всего требует безотказности - безотказности даже при пиковых нагрузках. Ведь количество чеков может достигать нескольких десятков тысяч за смену.

     Следующее ключевое слово - скорость. У кассира должен быть конвейер. Сначала товары и деньги - потом чек и сдача. Скорость важна для всех процедур - например, SET Retail позволяет в магазине на 40 касс провести получение и сверку Z-отчета и закрытие торгового дня за 30 минут, а не за 2-3 часа, как это еще нередко бывает в крупных магазинах.