Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

         Отстающие весы, или Время открывать стандарты

Обратиться к руководителю ИТ-проектов


          Сегодня мы пойдем «в поля», то есть обратим внимание на электронные устройства точки розничной торговли. Что там у нас? Персональные компьютеры бухгалтерии и менеджеров, периферия, серверы и сетевое оборудование – у сисадминов… Калькулятор главбуха Тамары Петровны – сакральная вещь. Ноутбук, iPhone и iPad генерального директора и его заместителей – правда, вот у начальника отдела ИТ планшет и смартфон на Andriod. Примитивные сотовые и стационарные телефоны – в большом количестве. В зале – POS-терминалы и, наконец, весы. Ничего не забыли? Сейчас проведем небольшой эксперимент.

          Хронология технологий

          Расположим все перечисленное по степени технологического совершенства. Причем не того совершенства, о котором говорят «айтишники» – простота, отказоустойчивость и скорость работы – а совершенства, о котором мечтают маркетологи. Когда потребитель инстинктивно разворачивается на свет дисплея – и покупает, покупает.

          Вершиной современных технологий в таком случае окажутся iPhone, iPad и устройства на Android – то есть планшеты и смартфоны, «умная» и мобильная пользовательская электроника (что логично: технологии и науку двигает коммерческий заказ).

          Далее в хронологическом порядке будут располагаться обычные мобильные телефоны, «офисные» персональные компьютеры, серверы и рабочие станции или тонкие клиенты, принтеры и прочая периферия – технологии уже достаточно старые, здесь ничего принципиально нового за последние годы сделано не было.

          Примерно на 10-15-летних делениях нашей временной шкалы находятся POS-терминалы.

          А самыми отсталыми в технологическом плане оказались… торговые весы, до сих пор использующие технологии 20-25-летней давности. (Калькулятор Тамары Петровны как вещь сакральную в расчет не берем.)

          Кто виноват?

Как же так случилось? Давайте разбираться.

          Может быть, все дело в нехватке разработчиков? Разрабатывать интерфейсы к торговым весам, возможно, не так интересно и выгодно, как создавать приложения для планшетных компьютеров (да и сами «планшеты» тоже)?

          Однако производители есть, и в достаточном количестве. В Италии популярны весы Zenit. В Англии – Avery Berkel. В Финляндии, родине слонов стране передовых мобильных технологий – Crystal. Япония представлена торговой маркой DIGI. А в Израиле существуют весы с говорящим названием Shekel.

          И… в технологическом плане все эти продукты одинаково устаревшие. Несмотря на то, что глобализация заставляет любые рынки укрупняться, а вендоров – входить в альянсы и стандартизироваться, производители весов так и остались в рамках локального рынка.

          Они не стремятся модернизировать программные интерфейсы и средства интеграции с учетными системами – которые, кстати, за последние 15-20 лет сделали стремительный рывок в развитии.

          Причина этому – хорошо известное айтишным юристам (и борцам за свободу ПО) понятие «проприетарность».

          Стандарт, откройся!

          Проприетарность, закрытость платформ, на которых разрабатывается большинство образцов торгового оборудования, приводит к появлению множества несовместимых между собой продуктов, предназначенных для одних и тех же целей и процессов.

          Что, разумеется, приводит к появлению замкнутых на себя рынков, крайне недолговечных – и едва ли способных выжить в условиях открытых стандартов.

          Желание производителей «привязать» к своим продуктам потребителя за счет отсутствия совместимости с другими системами понятно. Но оно же сыграло с большинством разработчиков весов злую шутку: те вынужденно отстают в развитии лет на 20, и только немногие адаптируются к открытым границам рынка.

          Как отмечают эксперты, на международный уровень сегодня смогли выйти считанные единицы брендов. В первую очередь, это DIGI (Япония), CAS (Корея) и Mettler Toledo (Швейцария).

          Многим брендам весов повезло значительно меньше. Примерно половина из них уже прекратила существование, а некоторые – например Zenit – скромно доживают последние дни на локальном рынке и неизбежно станут частью международных корпораций, то есть упомянутых уже DIGI, CAS и Mettler Toledo.

          Какие весы вы видите каждый день в своих или просто в ближайших магазинах? Вы когда-нибудь в таком аспекте интересовались весами? Наверное, нет.

          А открытыми стандартами? Есть мнение, что отставание весов на рынке технологий – еще одно доказательство радужного «завтра» открытых стандартов и форматов обмена данными. Закрытая проприетарная «нора» может быть тепла и уютна в масштабах одного небольшого рынка. На мировом рынке проприетарные форматы становятся все менее жизнеспособными.

          Хотя «вершина маркетинговой эволюции» и нашего шутливого «рейтинга» офисной электроники – продукция Apple – отчаянно старается доказать обратное. Посмотрим, кто окажется прав.


          Взято здесь]