Материал из PL Engineering
Содержание |
Автоматизация продуктового склада
Дано:
Компания занимается производством и дистрибуцией икры лососевых и частиковых пород рыб, морепродуктов и морских деликатесов, паштетов, а также рыбных, мясных и овощных консервов. Она является официальным дистрибьютором производителей продуктов питания. Открыты представительства во многих городах России, что позволило Компании значительно расширить географию поставок.
Задача:
Обширная география поставок требует грамотного управления товарными запасами и качественного планирования закупок. Для эффективного управления развитой торговой сетью руководство компании приняло решение о внедрении корпоративной информационной системы во всех региональных представительствах.
Решение:
В рамках проекта автоматизации было проведено экспресс-обследование, разработано техническое задание и выполнена настройка системы. Затем была произведена настройка терминалов сбора данных. После обучения пользователей начался этап опытной эксплуатации информационной системы в едином информационном пространстве для множества локальных и удалённых автоматизированных рабочих мест.
Одной из самых актуальных задач проекта являлась задача автоматизации складских операций. Рассмотрим ее более подробно.
Автоматизация складских операций
До начала работ по проекту в складском учете компании поиск необходимого товара был затруднен. Инвентаризация склада нередко выявляла пересортицу, т.е. недостачу одного сорта и одновременно излишек другого сорта товара одного и того же наименования. Причинами пересортицы являлись недостаточная упорядоченность документооборота на складе, отсутствие необходимого контроля, а также человеческий фактор – невнимательность материально ответственных лиц. Подбор товара для отгрузки, как и другие складские операции, осуществлялся в течение длительного времени.
В данных обстоятельствах в соответствии с требованием заказчика было необходимо повысить эффективность основных бизнес-процессов по приемке, хранению и отгрузке товара, а также уменьшить влияние человеческого фактора при отгрузке. Для решения указанных задач в компании организован склад адресного хранения, введена в эксплуатацию система штрихкодирования с использованием терминалов сбора данных (ТСД), а также выполнена реорганизация складских бизнес-процессов.
В рамках внедрения подсистемы "Управление адресным складом" автоматизированы операции по приходованию, размещению и переразмещению товара, по его отгрузке, а также по проведению инвентаризации. Интеграция информационной системы с ТСД позволяет оформлять эти операции наиболее эффективно. Заметим, что для ТСД предварительно была разработана специальная программа-прошивка, позволяющая адаптировать интерфейс оборудования и связать его функции с бизнес-процессами системы, обусловленными ячеистой структурой склада адресного хранения.
При оформлении операции, например, по поступлению товара с помощью ТСД в систему автоматически вводятся данные о штрихкоде товара, его количестве и сроке годности, а также данные о месте размещения товара и сведения о приходной накладной. После загрузки данных с ТСД в системе формируется документ "Приходный складской ордер".
Для товаров, которые имеют срок годности, в системе автоматически создаются серии, в которых хранятся загруженные данные о сроке годности.
Размещение и переразмещение товаров
Использование адресного хранения товаров в сочетании с различными стратегиями его размещения и отбора позволило оптимизировать размещение товаров в ячейках и отбор товара на складе.
Размещение товаров в ячейках выполняется с учетом габаритов упаковок и размеров ячеек, заполнение ячеек контролируется. Свободные ячейки склада, которые можно использовать для размещения товара, система "определяет" автоматически исходя из заданной для группы товаров области хранения. Условия хранения для групп товаров, например "Икра", "Консервы" и "Морепродукты", различаются, поэтому для каждой из них задана своя группа хранения.
При размещении товара в системе учитываются различные характеристики товаров и параметры ячеек хранения. Это температурный режим хранения номенклатуры и температурный режим помещения, в котором планируется хранить товар, а также габариты товара (вес, объем) и габариты ячейки хранения – доступные вес, объем и доступное количество, которое может быть размещено в ячейке. Кроме того, определяется доступность ячейки хранения.
Для планирования размещения товаров используется специальный инструмент – "Помощник размещения". С его помощью можно запланировать, например, размещение поступившего товара рядом с товаром, имеющим аналогичные параметры хранения с последующим перемещением в пустые ячейки. Другая стратегия предусматривает размещение поступившего товара в частично заполненные ячейки с дальнейшим перемещением в пустые. Кроме того, первичное размещение товара можно выполнить в пустые ячейки и т.д.
Для оптимизации размещения товаров на складе выполняется операция переразмещения. При этом в результате перемещения товаров внутри склада происходит освобождение от товара одних ячеек за счет уплотнения других.
Автоподбор и резервирование по срокам годности
Для более эффективного управления товаром при отгрузке покупателям в системе реализована возможность регистрации срока годности номенклатуры в качестве условия поставки, а также использования этого условия при автоподборе серий для резервирования товара.
Резервирование товаров выполняется на этапе оформления предварительного заказа на будущие отгрузки. Предусмотрена корректировка предварительных условий отгрузки по сериям товара – снятие одних серий с резерва и резервирование взамен новых серий. Реализована возможность ввода уточненных фактических заказов на отгрузку на основании предварительного заказа.
Итог:
Организация склада адресного хранения товаров позволила уменьшить пересортицу товара, а также сократить затраты времени на подготовку товара к отгрузке. Благодаря полученной возможности планирования закупок и отслеживания товарных запасов на складах случаи затоваривания склада стали редкостью.
По мнению руководства Компании дистрибьютора, внедрение системы адресного хранения обеспечило повышение эффективности многих бизнес-процессов на складе и в смежных областях, связанных с обслуживанием клиентов компании, и это положительно сказывается на экономических показателях деятельности компании.