Материал из PL Engineering
Автоматизация склада: учетные и WMS системы, есть ли разница
Обратиться к менеджеру
Сегодня в России, по оценкам экспертов, насчитывается более 50 различных систем управления складом (англ. Warehouse Management System, сокр. WMS). Несмотря на достаточно широкий ассортимент таких решений, все они, как правило, имеют одну общую цель - повышение эффективности применения складcких ресурсов и увеличение производительности работы склада.
Но, есть одно "но"...
Потенциальные и даже нынешние пользователи часто путают системы управления складом с классическими учетными системами. В результате, заказчик искренне считает, что внедряет на своем складе WMS, рассчитывая на один результат, а получает совершенно другой. Масла в огонь иногда подливают еще и сами производители учетных систем, нередко указывая, что их продукт предназначен для "управления складом", либо добавляя в его название аббревиатуру WMS.
Рынок программных продуктов для управления складом в России зародился более 10 лет назад (еще в 1998-99 годах), что для сегмента высоких технологий - весьма значимая величина. Технологии развиваются огромными скачками. Задачи, для решения которых ранее требовались огромные вычислительные мощности, стоящие таких же огромных денег, сейчас под силу даже домашним вычислительным системам. Отсюда – целая "пропасть" между функционалом, который был "тогда" и имеется сейчас.
Скажем, вряд ли в конце 90-х кто-то задумывался о решении задач перебора в режиме soft real-time (мягкого реального времени) на весьма посредственном серверном оборудовании. Это можно сказать и об архитектуре программного обеспечения, и о функционале. То, что десять лет назад могло именоваться "управление складом", сейчас может и вовсе не отвечать потребностям рынка.
В январе этого года аналитическая группа провела опрос 100 топ-менеджеров логистических центров, дистрибьюторов и производственных предприятий на тему "различия между учетными и WMS - системами". В опросе приняли участие респонденты из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Новосибирска, а также ряда других городов. По данным аналитического центра компании LogistiX, менее 40% опрошенных смогли ответить на поставленные вопросы, четко представляя разницу между учетными и системами класса WMS.
"Мы решили провести данный опрос в результате обращения к нам одного из заказчиков, планирующего внедрить WMS - систему на своем складе. На тот момент он рассмотрел уже несколько предложений и хотел ознакомиться с возможностями решений. Мы провели тщательный анализ стоящих перед складом задач и предложили оптимальный вариант WMS системы, рассказав о ее возможностях. Заказчик сильно удивился широкому функционалу предложенного программного продукта, и поинтересовался, что же именно относится к WMS. Связано это было с тем, что среди решений, предложенных заказчику со стороны различных поставщиков, присутствовали и классические учетные системы, выдаваемые за WMS", - отметил Дмитрий Блинов, технический директор компании LogistiX.
В чем разница?
Различия между WMS и учетными системами, по большому счету, становятся понятны уже исходя из названия классификации программного продукта - система управления и система учета, не считая функциональных аспектов.
Если говорить о WMS - системах, то основное их назначение - это управление технологическими процессами на складе. Профессиональные решения обеспечивают автоматизацию, оптимизацию и контроль всех складских процессов в сквозном режиме (приемка, размещение, хранение, комплектация грузов и многое другое, в зависимости от классификации и комплектации программного продукта). Также WMS позволяют обеспечить контроль и оптимизацию работы персонала, техники и складского оборудования и многие другие функции.
Давайте рассмотрим простой пример, что является "учетным" функционалом по отношению к операции набора (пикинга) грузов на складе, а что – функционалом управления?
К "учетному" функционалу можно отнести реализацию процесса, когда сотрудник самостоятельно принимает решение о том, как он будет выполнять операцию набора. Сотрудник оценивает требуемый объем, типоразмеры тары и товароносителей, выбирает себе конкретные задания или их группы в виде списка накладных, на протяжении исполнения заданий решает, будет ли он их выполнять или пропустит, чтобы вернуться потом. Специалист применяет свои экспертные знания, чтобы работать в рамках указанного функционала.
В случае с WMS, сотрудник получает уже сформированные, конкретные указания от системы: взять заданные типоразмеры тары, использовать заданную технику, при попытке отказа от задания – четко выбирать причину, чтобы система могла инициировать запуск другого, параллельного процесса (например, контроль количества в ячейке, контрольный пересчет грузов с определенными атрибутами, проверка весогабаритных характеристик и другое).
Чем больше зависимость от сотрудников, тем с большей уверенностью можно сказать, что система относится к классу "учетных". В свою очередь, системы управления предназначены именно для того, чтобы обеспечить максимальную безопасность бизнеса в том, что касается зависимости от конечных исполнителей.
Основное предназначение классической складской учетной системы заключается в ведение автоматизированного учета движения торгово-материальных ценностей. Базовый функционал таких систем предусматривает поддержку документооборота, охватывающего прием, отпуск товара, инвентаризацию остатков и отчеты о товародвижении.
Функционал некоторых учетных систем можно расширять, но, в любом случае, они не смогут обеспечить управление технологическими процессами на складе, осуществлять их адаптацию и оптимизацию, в зависимости от стоящих перед складским комплексом задач, а также планировать и выдавать задания исполнителям. Связано это с тем, что основное назначение таких решений - учет, а не управление.
К сожалению, даже окупаемость у нас многие считают в режиме "сколько сэкономим на зарплатах". Есть и такие величины, которые сложно посчитать "на коленке". Скажем, сколько потеряет компания, если уйдет опытный кладовщик? Долго ли будет простаивать склад, если сотрудники вдруг решат уйти к соседям? Кадровые вопросы порой становятся определяющими, и если в Европе это давно уже поняли, то мы еще только пытаемся осознать.
Реализация одного из проектов прошлого года на базе профессиональной WMS системы позволила увеличить общую производительность работы складских комплексов компании в Москве и Санкт-Петербурге в среднем на 25-30%. Также пропускная способность логистических центров возвросла на 15-20%, скорость набора заказов увеличилась примерно на 30% по отношению к ранее существующим показателям. Система позволила реализовать уникальную технологию грузопереработки, с помощью которой была обеспечена быстрая окупаемость проекта и глубоко проработанная методологическая база. Новые сотрудники адаптируются за несколько дней, и полноценно включаются в работу склада.
В таблице приведено сравнение учетных и WMS - систем по нескольким функциональным параметрам:
Процессы |
Учетные системы |
WMS - системы |
Автоматическая диспетчеризация заданий для складского персонала |
нет |
да |
Оперативный учет складских запасов в любой момент времени |
нет |
да |
Учет запасов на складе в определенный период времени |
да |
да |
Адресное хранение товара |
да |
да |
Контроль работы складского персонала, техники, оборудования |
нет |
да |
Партионный учет |
да |
да |
Кросс-докинг (управление действиями сотрудников при кросс-докинге) |
нет |
да |
Операционный биллинг |
нет |
да |
Приведенные в таблице параметры - это далеко не весь перечень, но подытожить его можно тем, что WMS планирует операции и распределяет их между сотрудниками, а также обеспечивает обратную связь при возникновении внештатных ситуаций. Иной функционал, где принятие решения зависит от сотрудника на месте – это учетная система.
Также хочется отметить, что эффективность от применения WMS или учетных систем, зависит не только от их функционала, но и от других факторов. Например, одним из важнейших условий успешного функционирования складских комплексов является технология их работы. По сути, это процесс грузопереработки, на базе которого реализованы процессы, определяющие принципы работы каждого отдельного участка склада, и каждого его сотрудника, техники и оборудования. Если технология работы склада имеет существенные недочеты, то применение программных продуктов, будь-то продвинутые учетные или WMS - системы, вряд ли даст какой-то существенный эффект.
Подводя итог вышесказанному, чтобы получить желаемый результат от внедрения программных продуктов, необходимо прежде всего понимать, что данные решения имеют различный функционал и назначение. Причем, и учетные системы, и WMS имеют собственную классификацию. Поэтому даже продвинутые учетные системы сравнивать с WMS решениями, и ставить их в "один ряд" не корректно. Даже на европейских складах с высоким уровнем автоматизации и применением роботизированных компонентов, на определенных местах может функционировать учетная система, а весь логистический комплекс будет находится под управлением единой WMS.
В скором будущем сложно будет себе представить предприятие, склад которого не оснащен WMS или учетной системой. В любом случае, выбор в пользу того или иного решения следует делать, исходя из целого ряда аспектов, в частности, учитывая стоящие перед складским комплексом задачи, а также назначение и возможности представленных на рынке программных продуктов. Более того, уже есть проекты, где вместо WMS можно было бы установить простую учетную систему, наряду с другими проектами, где программисты "допиливают" учетную систему, чтобы получить функционал WMS.
Чтобы не допустить ошибку в выборе, начинать следует с фиксации потребностей, которые проистекают из заданной технологии грузопереработки, или, если говорить простым языком, из назначения складского комплекса. Имея на руках зафиксированный на бумаге желаемый результат, гораздо проще принять решение об инструменте, при помощи которого он будет достигаться.
Подготовлено при содействии пресс-службы компании LogistiX.