Материал из PL Engineering
Жизнь по карточкам
Пластиковые карты множатся, как кролики. Они уже и сегодня с трудом влезают в кошельки. Но то ли еще будет ...ПЕРВЫЙ «ПЛАСТИК» В РОССИИ – карты VISA, которые появились во время Олимпиады 1980 года. Терминалы были установлены для иностранцев в ряде московских гостиниц при поддержке «Интуриста». Спустя 8 лет карты VISA были выданы спортсменам советской олимпийской сборной, поехавшим на игры в Сеуле. А вот первым отечественным «пластиком» стали телефонные карты компании «Комстар», которая выпустила их в 1989 году для оплаты международных переговоров. Они стоили 120 рублей (!), что тогда соответствовало средней советской зарплате.
ДАЖЕ СВАДЕБНЫЕ ПРИГЛАШЕНИЯ теперь можно заказать в виде пластиковых карт. Компании, предлагающие подобную услугу, утверждают, что это очень красиво, оригинально, такое приглашение останется на долгую память, ведь что может случиться с пластиком? Фамилии гостей или молодоженов можно выдавить на карте, а саму ее расписать золотом и серебром. И даже стоить это будет не очень дорого – около 2 тысяч за 100 штук.
В ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ СОСТЯЗАНИЕ превратили выпуск обычной пластиковой карты маркетологи Сбербанка. В прошлом году они объявили конкурс на лучший дизайн для карточки VISA, выпуск которой будет посвящен Олимпиаде 2014 года в Сочи. За первое место боролись около 3 тысяч рисунков, за финалом конкурса в интернете следили около 100 тысяч пользователей, новости о победительнице состязания Юлии Вороновой из Серпухова читают до сих пор.
НАЧАЛО РАСЦВЕТА пластиковых карт началось с выпуска 1 октября 1958 года карты American Express. Через год ею пользовались уже около полумиллиона человек. Первым же эмитентом стал Bank of America из Сан-Франциско, приступивший к выпуску карточек BankAmeriсard. После него кредитки кинулись выпускать чуть ли не все банки США. Постепенно в результате целого ряда достаточно сложных процессов слияний и поглощений карточных программ образовались два центра: платежная система Bank of America, впоследствии преобразованная в многоэмитентную систему с широко известным названием VISA, и банковское объединение, получившее после ряда переименований название Mastercard.
ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ С ЗАПАХОМ – оригинальная разработка конца 2000-х годов. «Женские» кредитки с запахом мандарина, грейпфрута и лимона выпускает, например, крупнейший японский банк JCB. Карты с запахом шоколада и апельсина рекламирует украинское ООО «Знак». Первые производители обещают, что пластик будет благоухать как минимум 3 года, вторые пока научились сохранять запах на картах около года. Предполагается, что в будущем такими картами обзаведется каждый уважающий себя ресторан, который будет выдавать своим посетителям ароматные визитки или скидки.
ИЗ «ПЛАСТИКА» МОЖНО ПОСТРОИТЬ целый дом, что и продемонстрировала гостиничная сеть Holiday Inn. В одном из своих отелей в Нью¬Йорке они создали ресепшен и целый гостиничный номер, в котором все, вплоть до мебели и туалета, сделано из магнитных пластиковых карт, которые используются в качестве ключей от номеров. Экспозиция должна была продемонстрировать надежность таких пластиковых ключей, что Holiday Inn, безусловно, удалось.
КОБРЭНДИНГОВЫЕ КАРТЫ – особый «пластик», позволяющий получать скидки и бонусы при оплате, который выпускают банки совместно с авиакомпаниями, магазинами и т.д. В России самые известные подобные карточки – «Аэрофлот¬бонус» (выпускают Альфа¬банк, «Русский стандарт», Сбербанк) и «МДМ – Седьмой континент», популярные в Москве. На «летные» карты обычно начисляются бонусные мили – за совершенные полеты или покупки, за которые потом можно получить бесплатный авиабилет. Впрочем, как утверждают эксперты, кобрэндинговый «пластик» мог бы в России стать популярнее, если бы продвигался иначе. Пока банки ведут себя либо агрессивно, буквально навязывая клиенту услугу, либо, наоборот, совсем не рекламируют проекты.
«ПЛАСТИК» С ПРИНЦИПАМИ Не во всех странах пластиковые кредитные карты одинаковые. Например, в исламских странах законы Шариата запрещают ростовщичество. Сюда входят и овердрафт, и вклады с займами под проценты, то есть те традиционные услуги, которые оказывают все банки. Но не отказываться же из¬-за этого от удобного «пластика»! Мусульманские карты просто не предполагают каких-то вступительных взносов и процентов по кредиту. А к примеру, в Израиле Bank Leumi по просьбе ортодоксальной еврейской общины выпустил карты, которые не работают во время шаббата – дня отдохновения, в который запрещена любая работа. И шопинг тоже.
ФРАНЦУЗ РОЛАН МОРЕНО в 1974 году запатентовал идею карты с электронной памятью. А в 1977 году Мишель Угон из компании Honeywell Bull изобрел первую смарт-карту со встроенным микропроцессором. Несколько лет спустя самый первый чип СР8, основанный на этом изобретении, был сделан компанией Motorola. Здесь надо пояснить, чем смарткарты отличаются от магнитных. Магнитную полосу можно сравнить с ключом, который только открывает дверь к счету в банке, – самих денег на ней нет. Эта информация не шифруется, и ее можно считать любым ридером, поэтому процесс транзакции возможен только после введения секретного пин-кода. Микропроцессор же по сути – «кошелек» с деньгами, который может работать в режиме офлайн, без связи с банком.
ПЛАНЫ НА «ПЛАСТИК» у разработчиков грандиозные! Американский Сitibank только что начал тестировать новую кредитку, единую для всех счетов клиента и имеющую кнопки, с помощью которых человек сможет выбрать, с какого счета списывать средства. Также в США в 2008 году была запатентована схема карты со встроенным сканером отпечатков пальцев – это значит, что «пластик» будет работать только после опознавания владельца. Технологии, разработанные в компаниях eMue Technologies и Innovative Card Technologies, позволяют вводить пинкод прямо в самой карточке. RFID Live Checking Card из Южной Кореи – «пластик» с дисплеем, на котором высвечивается остаток средств на счету. Также карточка меняет цвет, если вы превысили установленный лимит. «Питается» это чудо солнечным светом.