Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

              Как посчитать эффективность магазина

Обратиться к руководителю проектов автоматизации розничной торговли


          Магазины бывают маленькие, вроде цветочной лавки с несколькими десятками наименований товаров в провинциальном городке, и большие, как гипермаркет Auchan с несколькими десятками тысяч позиций в городе-миллионнике. Но каждый магазин можно оценить, эффективность каждого можно измерить и посчитать.

          Сложно сделать некую универсальную систему цифровой оценки эффективности столь разных магазинов, но в целом такая система сводится к измерению и анализу определенных показателей. Каких именно? Рассмотрим немного позже.

          А сейчас самое главное понять следующее – какую бы систему оценки эффективности мы ни приняли за основу, она должна отвечать ключевым требованиям:

  •           Периодичность сбора и анализа данных. Собирать и анализировать данные необходимо постоянно, а не от случая к случаю. Оптимальным аналитическим периодом можно считать месяц.
  •           Корректность данных. Все собираемые цифры должны быть реальными. Необходимо убедиться, что собранные данные являются честными.

          Потому что бессмысленно анализировать «кривые» цифры - любой вывод по ним будет таким же «кривым».

  •           Своевременность данных. Нет смысла в том, чтобы опираться на апрельские данные в конце мая или вообще в июне. Что они нам дадут? Лишь констатацию какого-то факта в прошлом. Данные за апрель нужны в самом начале мая, чтобы вовремя проанализировать их и принять определенные управленческие решения по коррекции работы.
  •           Релевантность данных. Это означает, что все полученные показатели должны относиться к конкретному магазину и именно к тому месяцу, который мы оцениваем. Если в апрель попадут данные марта, они исказят картину.


          Как же посчитать и оценить эффективность магазина?

          Оптимальный вариант - начать делать на ежемесячной основе набор отчетных форм, где будут содержаться ключевые показатели эффективности работы магазина. Мы можем анализировать их, сравнивать между собой по месяцам, вникать в детали и, в итоге, научимся даже прогнозировать работу на будущее и делать бюджет на следующие периоды.

          В состав ключевых параметров оценки эффективности магазина стоит включать следующие 4 раздела данных.

          1. Раздел «Основные показатели»:

  • Основные показатели деятельности магазина: количество отработанных рабочих дней, количество отработанных рабочих часов, количество проданных единиц товара и т.д.
  • Ключевые финансовые показатели: выручка общая и в разрезе групп товаров, выручка с 1 кв.м общей и 1 кв.м торговой площадей, расходы в разрезе отдельных статей, EBITDA и т.д.

          2. Раздел «Отчет о прибылях и убытках»:

  • Анализ выручки и маржинальной рентабельности.
  • Анализ производственных количественных показателей.
  • Анализ операционных расходов: коммерческие, маркетинг, логистика, финансы, администрирование, ИТ, затраты на персонал.
  • Анализ численности персонала.

          3. Раздел «Движение денежных средств»:

  • Отчет о движении денежных средств и анализ его статей.
  • Анализ остатков готовой продукции и запасов.
  • Изменение кредитного портфеля.
  • Анализ кредиторской задолженности.
  • Анализ дебиторской задолженности.

          4. Раздел «Инвестиции»:

  • Анализ новых проектов и эффективности сделанных инвестиций.

          Очевидно, что для небольшого магазина набор показателей может ограничиваться несколькими параметрами, которые касаются, в основном, движения товара и денег, тогда как для крупного может быть составлено несколько десятков показателей разной направленности.

          «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме». Альберт Эйнштейн

          Чтобы научиться связывать результаты деятельности магазина с принятыми решениями и понимать, насколько эффективно работает предприятие, необходимо сравнивать данные ежемесячно, а также с показателями аналогичного периода прошлого года, выявлять закономерности.

          Весьма полезно также найти на рынке магазин, похожий на наш, и сравнить показатели. Часто такой бенчмаркинговый анализ дает много пищи для размышлений:

  1. Почему у конкурента выручка на 1 кв.м торговых площадей больше, чем у нас?
  2. Почему у него работает меньше продавцов, но при этом они получают более высокую зарплату?
  3. Мы заводим товар в магазин 1 раз в месяц, а он целых 4 – кто из нас прав?

         Только когда мы будем четко знать ответы на такие вопросы, мы научимся эффективно управлять нашим магазином.