Материал из PL Engineering
Как посчитать эффективность магазина
Обратиться к руководителю проектов автоматизации розничной торговли
Магазины бывают маленькие, вроде цветочной лавки с несколькими десятками наименований товаров в провинциальном городке, и большие, как гипермаркет Auchan с несколькими десятками тысяч позиций в городе-миллионнике. Но каждый магазин можно оценить, эффективность каждого можно измерить и посчитать.
Сложно сделать некую универсальную систему цифровой оценки эффективности столь разных магазинов, но в целом такая система сводится к измерению и анализу определенных показателей. Каких именно? Рассмотрим немного позже.
А сейчас самое главное понять следующее – какую бы систему оценки эффективности мы ни приняли за основу, она должна отвечать ключевым требованиям:
- Периодичность сбора и анализа данных. Собирать и анализировать данные необходимо постоянно, а не от случая к случаю. Оптимальным аналитическим периодом можно считать месяц.
- Корректность данных. Все собираемые цифры должны быть реальными. Необходимо убедиться, что собранные данные являются честными.
Потому что бессмысленно анализировать «кривые» цифры - любой вывод по ним будет таким же «кривым».
- Своевременность данных. Нет смысла в том, чтобы опираться на апрельские данные в конце мая или вообще в июне. Что они нам дадут? Лишь констатацию какого-то факта в прошлом. Данные за апрель нужны в самом начале мая, чтобы вовремя проанализировать их и принять определенные управленческие решения по коррекции работы.
- Релевантность данных. Это означает, что все полученные показатели должны относиться к конкретному магазину и именно к тому месяцу, который мы оцениваем. Если в апрель попадут данные марта, они исказят картину.
Как же посчитать и оценить эффективность магазина?
Оптимальный вариант - начать делать на ежемесячной основе набор отчетных форм, где будут содержаться ключевые показатели эффективности работы магазина. Мы можем анализировать их, сравнивать между собой по месяцам, вникать в детали и, в итоге, научимся даже прогнозировать работу на будущее и делать бюджет на следующие периоды.
В состав ключевых параметров оценки эффективности магазина стоит включать следующие 4 раздела данных.
1. Раздел «Основные показатели»:
- Основные показатели деятельности магазина: количество отработанных рабочих дней, количество отработанных рабочих часов, количество проданных единиц товара и т.д.
- Ключевые финансовые показатели: выручка общая и в разрезе групп товаров, выручка с 1 кв.м общей и 1 кв.м торговой площадей, расходы в разрезе отдельных статей, EBITDA и т.д.
2. Раздел «Отчет о прибылях и убытках»:
- Анализ выручки и маржинальной рентабельности.
- Анализ производственных количественных показателей.
- Анализ операционных расходов: коммерческие, маркетинг, логистика, финансы, администрирование, ИТ, затраты на персонал.
- Анализ численности персонала.
3. Раздел «Движение денежных средств»:
- Отчет о движении денежных средств и анализ его статей.
- Анализ остатков готовой продукции и запасов.
- Изменение кредитного портфеля.
- Анализ кредиторской задолженности.
- Анализ дебиторской задолженности.
4. Раздел «Инвестиции»:
- Анализ новых проектов и эффективности сделанных инвестиций.
Очевидно, что для небольшого магазина набор показателей может ограничиваться несколькими параметрами, которые касаются, в основном, движения товара и денег, тогда как для крупного может быть составлено несколько десятков показателей разной направленности.
«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме». Альберт Эйнштейн
Чтобы научиться связывать результаты деятельности магазина с принятыми решениями и понимать, насколько эффективно работает предприятие, необходимо сравнивать данные ежемесячно, а также с показателями аналогичного периода прошлого года, выявлять закономерности.
Весьма полезно также найти на рынке магазин, похожий на наш, и сравнить показатели. Часто такой бенчмаркинговый анализ дает много пищи для размышлений:
- Почему у конкурента выручка на 1 кв.м торговых площадей больше, чем у нас?
- Почему у него работает меньше продавцов, но при этом они получают более высокую зарплату?
- Мы заводим товар в магазин 1 раз в месяц, а он целых 4 – кто из нас прав?
Только когда мы будем четко знать ответы на такие вопросы, мы научимся эффективно управлять нашим магазином.