Материал из PL Engineering
Кассы самообслуживания
Обратиться к руководителю проектов автоматизации розничной торговли
Давно планировал написать пост о кассах самообслуживания, но не знал как за него взяться и с какой стороны подступиться. Тема достаточно обширная и рассказывать весь базис было бы достаточно долго. В итоге для первой статьи я решил сделать обзор представленных на российском рынке решений в области кассового самообслуживания.
Для Америки и Европы кассы самообслуживания нельзя назвать чем-то новым. Первые кассы были установлены компанией Optical Robotics в 1992 году. А в 2004 компания уже была приобретена Fujitsu вместе со всей линейкой машин U-Scan. В тоже время за технологии Optical Robotics билась и корпорация NCR, имевшая на тот момент собственную линейку касс самообслуживания FastLane.
В Европе кроме NCR и Fujitsu системы самообслуживания представлены кассами ITAB, Wincor Nixdorf и IBM (совместно с Toshiba).
В России картина немного другая. Разработчики касс самообслуживания в России представлены практически только компаниями-посредниками, получившими оборудование для перепродажи и сервисного обслуживания. Собственную разработку практически никто не ведет, что для меня странно. Особенно если учесть объективные промахи существующих решений. А с другой стороны — проще продавать то, что уже продается и не пробовать сделать что-то лучшее и стоящее.
Что сейчас можно найти на рынке России? Это решение от компании Wincor Nixdorf, NCR, ITAB, Fujitsu.
Кассы самообслуживания Wincor Nixdorf
Что такое Wincor Nixdorf? В первую очередь это бренд. Очень хороший и узнаваемый на рынке оборудования для ритейла. За ним не одно десятилетие успешной работы по разработке кассовой техники. Наверняка каждый сталкивался на объекте с их системными блоками Beetle. Кроме железа компания занимается и разработкой собственного программного обеспечения для кассового узла.
- iSCAN Pay Tower 150 Cineo
Решение по самообслуживанию покупателей носит звучное название iSCAN Pay Tower 150 Cineo. Приставка “Cineo” означает, что эта касса комплектуется модулем приема наличных от японской компании Cineo. Модули обработки наличных могут быть дополнены бэк-офисной счетной машиной для автоматизации потока наличных в магазине. В будущем такая система позволит зачислять деньги сразу же на счет в банке, но в сейчас такой функционал на территории нашей страны еще только в разработке. Из интересного — вносить наличные можно пачкой, равно как и засыпать монеты горстью.
На российский рынок касса поставляется без фискального регистратора и банковского пинпада. Последний предоставляется банком, а фискальный регистратор предоставит компания интегратор этого решения на территории России. Благодаря наличию собственного подразделения — этим занимается сам Wincor Nixdorf, или один из их партнеров.
В качестве POS-компьютера выступает Beetle MII Plus от Wincor Nixdorf. Кроме кассы в комплекте может быть приобретена и станция помощника. Ее основное назначение — удаленный мониторинг того, что происходит на кассе (по сути удаленный рабочий стол до каждой кассы). Нужно это или нет? Большой вопрос — на мой взгляд помощнику лучше передвигаться по зоне самообслуживания и следить за работой покупателей. А не сидеть на стуле перед этой станцией. Все-таки задача помощника — это помощь, а какая может быть помощь без контакта? Хотя тут вы можете быть несогласны, так что оставим мнение по этому вопросу за каждым из нас.
Внешний вид
Внешний вид впечатляет — массивная, хорошо собранная касса. Да и внутри загляденье. Все провода аккуратно убраны в косички и специальные защитные блоки. Все соединения выполнены идеально — одним словом — немецкая практичность. К слову, весит такая практичность очень даже прилично — порядка 520 килограмм.
Модульная сборка — это замечательно. То есть, заменяя модули мы можем получить совершенно разный функционал. Но это не Project Ara. Скорее такой подход облегчает производство и упрощает работу сборочной линии. Клиент же после выбора решения не сможет по первому своему желанию изменить конфигурацию. Но все же кое-какое пространство для маневров у него остается.Так что, если сравнивать с примерами из мира гаджетов — то такой подход это скорее Motorola X с возможностью собрать под себя.
Материал корпуса — пластик с металлическими каркасом. На этапе согласования комплекта поставки выбирается и цветовая гамма решения.
Контроль краж
Здесь все просто и в тоже время “как у всех”. На самом деле отличий нет, разные производители — это просто разный алгоритм анализа веса. Если копнуть чуть-чуть глубже, то контроль краж на кассе самообслуживания всегда построен следующим образом:
- Человек сканирует товар;
- Система сопоставляет в своей базе отсканированный товар и заранее известный вес этого товара;
- Покупатель кладет товар в пакет (под которым спрятана весовая платформа);
- Если вес отсканированного и положенного товара совпадает — все ок, если нет — ошибка.
Что делать если товар, например, авокадо. Продается поштучно и вес каждого сильно разнится. Вот здесь и начинается алгоритмическая работа. Если упростить — то для каждого штрихкода система хранит вес и допустимый диапазон колебания веса. В итоге для части товаров разброс достаточно велик, для других — мал. Кроме того система сама изменяет этот диапазон на основе просканированных товаров (расширяет и сужает).
Точность весов порядка 5 грамм. Кроме контроля веса среди стандартных “решений” выступает помощник, который следит за процессом работы покупателя. В случае подозрительных действий со стороны покупателя — помощник остановит бесчинства.
Программное обеспечение
Кассовой программы в классическом понимании здесь нет. Для работы вам обязательно придется предварительно состыковать существующую кассовую программу и графический интерфейс от Wincor Nixdorf. Упрощенно схема будет примерно следующей: есть программа, реализующая графический интерфейс. Покупатель, нажимая кнопки на экране, вызывает методы интерфейса по событиям. Например, сканирует штрихкод товара. Метод интерфейса возвращает в графический интерфейс структуру данных, информация в которой заполняется методами внутренней структуры кассовой программы. Например, название товара, цена, количество и т.д.
У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Плюс — вы всегда сможете интегрироваться в любую информационную структуру (при наличии определенных ресурсов — любую кассовую программу можно дописать для взаимодействия с интерфейсом Wincor Nixdorf). А минус — вы ограничены в рамках интерфейса. То есть нельзя вывести непредусмотренную заранее информацию или сделать это так, как не предусмотрено в рамках существующих элементов.
- Кассы самообслуживания NCR
Второй игрок в списке и первый по доле рынка. Почти 70% рынка касс самообслуживания за этой американской компанией. Помогает им в этом Wallmart и Tesco. Крупнейшие торговые сети, использующие SelfServ. Именно так называется линейка касс самообслуживания. Лично мне название очень нравится — говорит само за себя. К сожалению, (в отличии от Wincor Nixdorf) вживую покопаться в устройстве не было возможности, поэтому расскажу о решении на основе общедоступной информации.
Внешний вид
Как выглядит — оцените на картинке ниже:
Внешне схож с решением от Wincor Nixdorf. Отличие разве что в системе оплаты наличными. Оно представлено не отдельным модулем. Что в свою очередь не позволит поставить решение для оплаты только с помощью безналичных средств. Забегая вперед отмечу, что далеко не всем клиентам в принципе нужен способ оплаты только по банковским картам. Если в Санкт-Петербурге и Москве доля карт в общем объеме платежей за покупки может достигать до 25-30%, то в регионах редко превышает 20%.
Но, несмотря на невозможность выделить модуль приема наличных, кассы NCR сохраняют гибкость и могут комплектоваться различными полками под пакеты и менять свой функционал.
О модуле приема наличных — производство компании MEI BNR. Крепкий среднячок, ничего выдающегося. Принимать купюры пачкой не умеет, в отличии от решения у Wincor Nixdorf. Оплачивать покупку нужно, вставляя по одной купюре. Кроме того — нет возможности дополнить приемники наличных бэк-офисной счетной машиной для автоматизации потока наличных в магазине.
Материал корпуса — пластик с металлическим каркасом. Также при заказе кассы можно выбрать цвет окраски.
Контроль краж
Повторяться не буду — логика работы идентична описанной в разделе про Wincor Nixdorf.
Программное обеспечение
Опять таки никаких сюрпризов. Все плюсы и минусы из пункта про Wincor Nixdorf. Точно также нет собственной кассовой программы. Реализован только интерфейс с набором методов, которые могут вызывать кассовую программу при соответствующей доработке с ее стороны.
- Кассы самообслуживания ITAB
Третий в обзоре, но первый по клиентоориентированности — шведский производитель касс самообслуживания компания ITAB. Шведы вышли на рынок самообслуживания относительно недавно (в сравнении с NCR, например). Но это им безусловно наруку.
Во-первых это свежие веяния в дизайне. ITAB успешно пересмотрели опыт существующих решений и создали свое — новое и в какой-то степени без ошибок существующих решений. Здесь вы не найдете в чем-то громоздких модульных конструкций — каждый стол заточен под свои задачи. Отсюда выгода — вес, размеры и внешний вид.
А во-вторых — открытый API. Хотите использовать существующую схему стыковки/графический интерфейс — используйте. Если есть желание создать нечто свое — пожалуйста! Именно этим и занимается наша команда. Мы написали свою визуальную часть и адаптировали существующую кассовую программу для работы с новыми устройствами (при самообслуживании возникают ряд новых объектов, таких как весовая база, сигнальная стойка, выходные ворота и др — то, что отсутствует в “обычной” кассе).
Внешний вид
Формы, вес, эргономика — вот за что мы зацепились, когда выбирали с кем начать работу. У ITAB все на высшем уровне.
В отличии от решения NCR/Wincor Nixdorf — здесь не предусмотрена модульная конструкция. Под каждую задачу спроектирован собственный кассовый стол. Заказчик на этапе предпроектного обследования получает рекомендации (на основе нагрузки на кассовую линейку) о необходимости выбрать то или иное решение.
Кроме программного обеспечения мы производим и собственное аппаратное. Одно из наших ноу-хау — безвентиляторный системный блок VikiPOS (весь корпус — сплошной радиатор, провода скрыты внутри, что предотвращает случайное “обламывание” и много других интересных деталей). Кассовый стол ITAB сделан по такому же принципу. В нем нет вентиляторов, а значит меньше требуется сервисного обслуживания. А вместе с VikiPOS на работу это никак не сказывается.
Кроме всего прочего касса комплектуется собственным фискальным регистратором — Pirit K. Кроме стационарного сканера с весовой платформой (Magellan 8400/9800) предусмотрен ручной сканер для тяжелых товаров, которые просто не получится поднять и просканировать на “большом” сканере.
Прием наличных
Механизм приема наличных в нашем решении аналогичен Wincor Nixdorf. Поэтому рассматривать его отдельно не будем.
Контроль краж
С точки зрения весового контроля никаких новшеств. Все как у всех. Точность весов под платформой с пакетами порядка 3 грамм.
Выходные ворота
А вот здесь можно остановиться чуть подробнее. Такого на рынке ни у кого нет. Автоматизированные выходные ворота. По нашей задумке кассы самообслуживания не могут хаотично располагаться в кассовой зоне, а должны быть отгорожены от общей территории обычным заборчиком. Таким образом вход на зону обслуживания возможен из торгового зала, а выход только через специальные ворота. Ворота снабжены сканером и позволяют выйти только покупателям с оплаченным чеком. Никакой rfid-магии здесь нет. На чеке касса самообслуживания печатает специальный штрихкод. Покупатель подходит к воротам и сканирует штрихкод. Если все хорошо, то ворота открываются. Что может пойти не так? Например покупатель попытается выйти по вчерашнему чеку (ворота не откроются) или же он пробует выйти повторно по уже “использованному” чеку. Система сама аннулирует через настроенный интервал времени чеки и не позволяет использовать их в корыстных целях покупателям-нарушителям.
Что еще дает такая технология? Мы избавляемся от необходимости постоянно держать охранника напротив острова самообслуживания. Кроме того покупатель даже по запарке не выйдет с острова самообслуживания без оплаты покупки (например при оплате картой был напечатан чек отказа из-за недостатка денежных средств на карте — его тоже можно случайно принять за кассовый чек, будучи погруженным в свои мысли).
Программное обеспечение
И вот, мы дошли до самого главного — собственная кассовая программа. Честности ради скажу, что нашей команде не пришлось изобретать все с нуля. У компании есть отличная разработка — фронт-офисное решение Set Retail 10. На его базе и была создана касса самообслуживания. Что мы от этого выиграли? Легкую интеграцию со всеми продуктами компании, простую стыковку с любой товароучетной системой. Богатейший функционал (практически любая система лояльности, банковский эквайринг и прочее — накопленный багаж за долгие годы развития Set Retail 10). К тому же обновляемся мы вместе с родительским продуктом, и для клиентов с Set Retail 5/10 мы просто “еще одна касса”. Никакой мысли о стыковке или ограничениях — просто вставьте нашу кассу в розетку и подключите к сети. Будем работать!
Безусловно, большая работа была проведена над пользовательским интерфейсом. Но все это уже подробно описал мой коллега в своей статье. Кому интересно — добро пожаловать по ссылке.
- Вместо заключения
Я сознательно исключил из описания решение коллег из Fujitsu. Так как они уже начинали писать про кассы самообслуживания, то не стану им мешать — наверняка в красках расскажут про себя в своем блоге.
Что касаемо будущего таких решений — пока сложно говорить. Кассы точно появятся во всех крупных сетях по всей стране. Как скоро? Год или два, наверное. Наша миссия очень проста — мы хотим сделать российский качественный и дружелюбный продукт. Насколько нам удастся — время покажет, а пока будем стараться.