Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

              Мобильные технологии против врачебных ошибок

Обратиться к руководителю проектов автоматизации


          Работы в сфере информатизации здравоохранения идут полным ходом, однако пока они направлены на решение управленческих задач. Какие технологии, позволяющие реально помочь и врачу, и пациенту, существуют и могли бы существенно повысить качество медобслуживания?

          Процесс внедрения информационных технологий в здравоохранении России в настоящее время развивается очень активно. В целом создана инфраструктура для информатизации медучреждений, и можно говорить о начале следующего этапа развития информационных технологий. В частности, население получило возможность удаленной записи на прием к врачу, министерство здравоохранения готовится к внедрению электронной медицинской карты.

          Однако, основная активность пока направлена на создание единых информационных систем, а для автоматизации труда медицинского персонала, которая могла бы существенно улучшить качество обслуживания пациентов и повысить эффективность работы медицинского учреждения в целом, делается недостаточно. Речь идет о мобильных технологиях, которые позволяют облегчить рутинную работу, связанную со сбором и вводом данных в информационную систему, и дают возможность медперсоналу быстро получать и передавать необходимую информацию прямо на месте общения с пациентом, чтобы оперативно принимать правильные врачебные решения и минимизировать возможность врачебных ошибок, которые могут иметь фатальные последствия для больных.

          Задумывался ли кто-нибудь о том, сколько времени тратят врачи и медсестры на поиск необходимой информации о больном и заполнение различных журналов и амбулаторных карт, то есть на работу, не связанную с обслуживанием пациентов? С установкой компьютеров на рабочих местах врачей в некоторых медицинских учреждениях пока ничего не изменилось. Тем не менее, существующий на Западе опыт внедрения систем автоматической идентификации на основе технологии штрихового кодирования и RFID показывает, что точность и скорость сбора и получения данных при использовании таких решений увеличивается более, чем в 2 раза, а у медперсонала появляется больше времени на непосредственное общение с пациентом.

          Это одна сторона проблемы, но существует и другая – врачебные ошибки, связанные с неправильным назначением и выдачей лекарств пациенту (перепутали, не туда посмотрели, забыли узнать, есть ли аллергия на тот или иной препарат и т.д. и т.п.) - то есть все тот же пресловутый человеческий фактор. В России централизованная статистика по таким случаям не ведется, но низкая популярность электронных баз данных и специализированных решений для автоматизации труда, а главное, нехватка квалифицированного персонала, характерная для нашей страны, не позволяют надеяться на улучшение ситуации в отечественных лечебных учреждениях.

                    Все действия медицинского персонала и результаты обследований фиксируются в информационной системе

          Использование ручных мобильных компьютеров (терминалов сбора данных) и технологии штрихового кодирования позволяют решить многие проблемы, связанные с качеством обслуживания пациентов в медицинских учреждениях, и это уже работающие решения, эффективность которых не вызывает сомнения. Вот некоторые примеры такого использования.

  • Контроль медикаментозного лечения и медицинский обход

          Пациенту, поступающему в больницу, присваивается идентификационный номер, закодированный в штрихкоде, который печатается на браслете, сразу же одеваемом на руку. С этого момента в информационной системе существует электронная запись пациента, к которой привязывается выданный ему штрихкод, и все действия медицинского персонала по отношению к этому больному и результаты обследований фиксируются в информационной системе.

Как это происходит? Врач или медицинская сестра во время проведения лечения или медицинского обхода, сканируя штрихкод пациента, получают на мобильный терминал сбора данных всю информацию о пациенте: диагноз, назначения, противопоказания, данные о приеме лекарств и дозировке и т.п. Сканирование информации с упаковки медикаментов в момент выдачи лекарства, позволяет удостовериться в том, что это именно тот препарат, который предписан больному и не ошибиться в дозировке. Данные о введенных препаратах и проведенных процедурах вводятся в терминал и почти мгновенно передаются в централизованную информационную систему больницы, что дает возможность дополнительного контроля за правильностью выполнения назначений. Человеческий фактор совершения ошибки или повторного введения лекарства практически исключен. Плюс к этому исключается потребность в бумажной работе, сопровождающей процесс лечения.

  • Контроль лабораторных анализов

          Использование штрихкода при маркировке образцов для лабораторных анализов позволяет сразу же привязать их к электронной записи пациента и не ошибиться при проведении исследования и идентификации его результата с пациентом. Так же как и в предыдущих примерах использования штрихового кодирования и мобильных технологий, в этом случае отпадает необходимость ведения ручных записей, что позволяет экономить 25% рабочего времени лаборантов, а значит, увеличить количество выполненных исследований за смену. Как следствие, врач быстрее получает информацию, необходимую для диагностирования и назначения лечения.

  • Мобильный телеметрический контроль

          Различные варианты систем централизованного контроля за состоянием пациентов и медицинского оборудования сегодня в той или иной мере реализованы практически во всех стационарных медицинских учреждениях. Но насколько эффективно организована работа с ними?

          Как правило, все телеметрия сводится на стационарный пост, где требуется постоянное присутствие специалиста, который большую часть рабочего времени привязан к рабочему месту. Использование мобильных компьютеров и беспроводных технологий может сделать сбор телеметрической информации портативным. Где бы не находился в тот или иной момент сотрудник и чем бы он не был занят, он будет получать всю информацию на мобильный компьютер и сможет оперативно отреагировать на тревожную ситуацию.

  • Контроль донорской крови

          Переливание крови - это одна из самых распространенных операций в больничной практике. Исследования, проведенные по заказу международного сообщества доноров, показали, что в 1 из 400 случаев происходит ошибка при выборе крови для переливания. Чаще всего используется неподходящая или просроченная упаковка с донорской кровью. Более того, согласно статистике, 1 из каждых 165 упаковок с кровью получает неправильную маркировку на этапе получения от донора. В России подобная статистика официально не ведется, но информация о фатальных последствий халатности, допущенной при переливании крови, регулярно попадает в новостные ленты и криминальную хронику. Так, известен случай, когда в конце 2010 г. в больнице города Омска из-за путаницы в документах пациентка получала кровь несовместимой группы на протяжении 4 дней.

                    Маркировка препаратов крови при помощи RFID-меток или штрихкодов обеспечивает их надежную идентификацию

          Отказ от ручного заполнения документации и идентификации образцов в пользу использования мобильных решений позволяет свести к минимуму риск подобных ошибок. Маркировка препаратов крови при помощи RFID-меток или штрихкодов обеспечивает их надежную идентификацию и позволяет отслеживать перемещение каждой упаковки с момента приема крови у донора до ее переливания пациенту. Получение актуальной информации о каждой упаковке на мобильный терминал исключает возможность использования просроченной крови и нанесения вреда пациенту.

  • Выездные мобильные бригады скорой помощи

          Использование мобильных технологий для улучшения работы мобильных бригад скорой помощи может помочь в решение сразу нескольких задач. Первая – это управление и мониторинг движения автомобилей служб неотложной помощи с использованием навигационных систем. Такие системы позволяют сократить время прибытия бригады скорой помощи на место вызова и уменьшить издержки на эксплуатацию транспортного парка. Подобные решении уже вводятся в эксплуатацию в различных регионах Российской Федерации..

          Вторая задача, которую можно решать с помощью автоматической идентификации и мобильных технологий – это оперативный контроль укомплектованности выездных бригад необходимыми аппаратными и лекарственными средствами. Внедрение таких систем позволяет избежать ситуаций, когда по прибытии на место оказания экстренной помощи у врачей не оказывается необходимых медицинских средств или у них истек срок годности.

          И, наконец, еще одна очень важная задача – возможность получения на месте оказания помощи информации о больном из единой информационной системы (например, о группе крови, наличии аллергии на определенные препараты и т.п.) и оперативная передача данных в лечебное учреждение, куда пациент будет доставлен.

  • Улучшение внутренней логистики и процессов

Использование технологии штрихового кодирование или радиочастотной идентификации (RFID) позволяют решать и другие задачи, связанные с автоматизацией и повышением эффективности процессов работы медицинского учреждения. Это задачи управления человеческими и материальными ресурсами, учет основных средств (оборудования, медикаментов). Оперативное проведение инвентаризации позволяет медучреждениям вовремя пополнять запасы лекарств, контролировать срок их использования, легко и быстро определять местоположение передвижного медицинского оборудования. Такие системы уже активно внедряются в госпиталях США и Европы и приносят ощутимый результат.

  • Особые требования к мобильному оборудованию, используемому в здравоохранении

          Мобильные технологии и мобильное оборудование сегодня чаще всего ассоциируется с пользовательскими мобильными устройствами: смартфонами и планшетными компьютерами. Но использование в медицинских учреждениях предполагает особые требования к оборудованию, одно из которых – возможность обработки агрессивными дезинфицирующими растворами для предупреждения занесения инфекции пациенту.

          Другой важный момент – это высокая вероятность неоднократных падений мобильных устройств. И хотя сейчас существуют сканеры и RFID-считыватели для большинства популярных моделей устройств, выдержит ли обычный смартфон или планшет такой режим эксплуатации и как долго сможет он сохранить работоспособность в таких условиях? Ответ очевиден – нет.

          Мобильные устройства компании Motorola Solutions, включая защищенные смартфоны, планшетные компьютеры и терминалы сбора данных, созданы с учетом эксплуатации в самых жестких условиях и уже неоднократно демонстрировали свою надежность и функциональность, работая в различных отраслевых решениях, в том числе в сфере здравоохранения. В широком ассортименте продуктов Motorola и специализированных приложений вы легко сможете выбрать решение, максимально соответствующее вашим задачам.

          Владимир Ходырев



  • Многие врачи воспринимают мобильные устройства лишь как игрушки

          К этому выводу пришли эксперты действующей в Атланте (США) медицинской сети Sharecare, проведя общенациональный опрос 1190 врачей 75 специальностей Несмотря на взрывной рост числа смартфонов и планшетов, которыми владеют врачи, многие из них относятся к мобильным устройствам скорее как к «полированным игрушкам», а не как к средствам ведения своей профессиональной деятельности. К этому выводу пришли эксперты действующей в Атланте (США) медицинской сети Sharecare, проведя общенациональный опрос 1190 врачей 75 специальностей, сообщает канал новостей по информатизации здравоохранения AKSINEWS.RU со ссылкой на пресс-релиз Sharecare.

          Лишь один из каждых пяти американских врачей использует смартфон для оформления электронных рецептов, доступа к электронным медицинским картам и в других профессиональных целях. С помощью планшетов iPad подобные задачи решает 12% врачей, тогда как 9% отдают предпочтение планшетным компьютерам других марок. Таким образом, суммарная популярность планшетов на один процентный пункт превосходит аналогичный показатель для смартфонов, но и тому, и другому типу мобильных устройств по степени распространенности еще далеко до обычных персональных компьютеров и лэптопов.

          «Как и можно было ожидать, десктопы остаются самым распространенным средством (ведения врачами профессиональной деятельности), а на втором месте с существенным отрывом оказались лэптопы», — констатируют организаторы опроса.

          В то же время они делают ряд весьма интересных замечаний. Так, в ходе исследования выяснилось, что персональные компьютеры чаще всего служат врачам для решения задач административно-управленческого характера, тогда как для оформления электронных рецептов и доступа к электронным медицинским картам чаще всего используются именно планшеты и смартфоны, а не другие разновидности компьютерных устройств. Любопытно также, что хирурги применяют планшеты iPad в своей профессиональной деятельности в три раза активнее по сравнению с врачами общей практики.

          Немногим более трети врачей обменивается с коллегами электронными письмами; 20% врачей ведут электронную переписку с пациентами (несмотря на то, что американское законодательство не считает электронную почту надежным каналом для передачи медицинской информации). Шесть процентов наиболее продвинутых врачей отправляют своим пациентам СМС-послания.