Материал из PL Engineering
Нужно ли автоматизировать небольшой склад?
Есть мнение, что небольшим складам для автоматизации не нужна функциональная и гибкая в настройках WMS система и вполне подойдет несложный продукт, содержащий адресный блок и поддержку основных складских операций. Но так ли это на самом деле и может ли эффективно работать склад на простой системе управления?Если же более внимательно рассмотреть работу крупных и небольших складов, то все выходит наоборот - крупный склад с большими площадями и наличием всей техники вполне может без существенных потерь работать по простым процессам (может, но не обязательно должен), а вот небольшой склад, при нехватки площадей и техники, требует оптимизации процессов для возможности эффективно работать на небольшой площади и дефицитом ресурсов.
Особенности для разных складов.
Что свойственно для небольших складов?
Типичный небольшой склад торговой компании:
- Нехватка мест хранения - обычно такие склады забиты на 80-90%
- Отсутствие необходимых технологических площадей - вся обработка продукции происходит чуть ли не в проходах и на пяточке около ворот.
- Нет выделенной зоны хранения собранных заказов, ожидающих отгрузки.
- Минимальное количество подъемно-транспортной техники, ресурсы которой нужно четко планировать и использовать более эффективно. Порой на складе работает единственный ричтрак, который задействован во всех операциях - размещение, отбор с верхних ярусов, пополнение ячеек отбора, перемещение паллет по складу и т.п.
Что мы видим в противовес на крупных складах (типовой склад крупного 3PL оператора)?
Склад крупного 3PL оператора SLG
- Количество свободных ячеек позволяет выделять для каждого товара целую ячейку, а при необходимости и несколько ячеек отбора под один товар.
- Большие технологические площади для проезда техники, контроля собранных заказов и отдельные зоны для обработки товара (маркировка, сортировка, контроль качества и т.п.).
- Зона отгрузки с множеством ворот позволяет хранить и консолидировать большие заказы непосредственно около ворот, не мешая другим операциям. Также использование набивных стеллажей позволяет размещать собранные паллеты до приезда машины.
- Большой парк подъемно-транспортной техники (иногда даже с запасом) позволяет для каждого процесса выделить нужную технику.
Размещение товаров в стеллажи.
Рассмотрим несколько примеров.
Простые системы предлагают для каждой группы АВС свои настройки правил размещения, а в правилах размещения вводится сортировка приоритетов при поиске конечной ячейки размещения. При этом считается, что пользователь, выполняющий размещение, имеет права на доступ ко всем ячейкам из задания (ячейки-источника и ячейки-назначения).
На крупном складе для процесса размещения выделяется отдельный ричтрак (и не один), который может за одно перемещение разместить паллету в ячейку назначения (если не используются узкопроходные стеллажи). При этом назначением может быть как ячейка отбора на первом ярусе, так и ячейка хранения на верхних ярусах.
На небольшом складе гонять ричтрак для размещения в ячейки отбора не целесообразно, поэтому работу следует разделить на следующие этапы:
- Паллеты из зоны приемки вначале размещают сотрудники с гидравлическими тележками. Если есть возможность часть товара разместить в отбор, то они пополняют ячейки отбора. После размещения товара в ячейки отбора или если такое размещение не нужно, паллету с остатком товара перемещают в буферную зону (около начала прохода) и подтверждают действие на ТСД.
- Ричтрак размещает паллеты уже из буферной зоны в ячейки хранения.
Тем самым дефицитная техника используется только по своему прямому назначению (высотный подъем грузов), а размещение по первому ярусу выполняют сотрудники с гидравлическими тележками. Такую настройку в простой системе управления уже не выполнить (без изменения кода системы) или придется решать вопрос административно (передвигать паллеты вручную, без отражения в системе, и использовать маркер для обозначения различных паллет). Отбор товаров под заказы клиентов.
В простых системах управления складом предполагается, что отобранные товары под заказ перемещаются сразу же к воротам, где продукция будет проверена и отгружена.
На крупных складах с большим количеством ворот отгрузки действительно можно выделить для каждого заказа одни ворота и консолидировать собранные паллеты у этих ворот.
На небольших складах, где количество ворот может составлять от 1 до 3 и много мелких заказов, собирать заказ около ворот уже проблематично. Поэтому необходимо разделить имеющуюся технологическую зону на квадраты, вывозить товар в эти квадраты, проверять правильность комплектации, и сразу же размещать собранные паллеты в ячейки хранения, находящиеся ближе к воротам. А после приезда машины клиента снимать паллеты из ячеек и перемещать к воротам для отгрузки.
Опять же такие процессы не прописаны в большинстве простых систем адресного учета, что затрудняет товародвижение на тесных складских площадях небольших складов.
Можно рассмотреть все складские процессы и выявить почти в каждом, что на небольших складах всегда найдутся особенности, которые необходимо отразить в wms системе автоматизации склада.
Выводы
Приведенные примеры не означают, что для автоматизации крупных складов нужно искать недорогие решения. Просто на таких складах можно без больших потерь выделить нужные площади и ресурсы, чтобы выполнить складские операции так, как они прописаны в таких системах.
На небольших складах, где кажется что процессы должны быть проще, такой подход существенно снижает эффективность работы склада. И если без какой либо системы учета кладовщики могут самостоятельно перемещать товар на складе по собственному усмотрению для оптимизации использования площадей, то при автоматизации простой WMS системой такой склад начинает просто закапываться из-за нехватки оборотных площадей и нужной техники.