Материал из PL Engineering
Профессиональная "Информационная Система" -
как инструмент успешной "бизнес-модели" лидеров Вашего Рынка
Не секрет, что освоение любой новой области знаний немыслимо без примеров. Моделирование бизнеса - не исключение. Общедоступные примеры моделей, конечно, есть, но их очень мало, они носят достаточно абстрактный характер и не дают новичку ответов на интересующие вопросы.
Мы предлагаем проанализировать примеры и почерпнуть ценные идеи из реальных моделей Компаний именно Вашей отрасли, авторство которых принадлежит экспертным сотрудникам Компаний лидеров Рынка.
Использование готовых бизнес-моделей позволит Вам:
- В случае старта нового бизнеса получить хорошую основу в виде необходимой информации о том, что должна представлять собой система управления подобной компании. Останется наполнить модель своей спецификой. Это позволит ускорить старт работы компании и уберечь от типовых ошибок и просчетов в организации ее работы.
- Многие руководители представляют логику работы своей компании в целом. Но когда они решают выразить свое представление системно - в виде модели бизнес-процессов, - они боятся упустить какие-то блоки, взаимосвязи. Наличие законченного примера позволит проверить свое представление на полноту и учесть недостающие элементы.
- Компания сможет <подсмотреть> в примере и применить у себя бизнес-процессы, о которых она раньше не задумывалась или которые в примере организованы лучше.
- Экономия времени и снижение трудозатрат - наличие готовой модели, взятой за основу, позволит значительно ускорить проект по моделированию бизнес-процессов.
Устойчивые рост и успех в бизнесе зависят не только и не столько от великих идей и чутья лидера, сколько от твоего умения создать и непрерывно совершенствовать твою бизнес-модель. В новой эпохе, характерными чертами которой являются быстрые перемены и гиперконкуренция, перед тобой стоит сложная задача: как сделать твою бизнес модель устойчивой? Дело в том, что как бы ни была хороша текущая бизнес-модель твоей фирмы, она постоянно будет подвергаться атакам со стороны новых бизнес-моделей. Реальностью современного мира является то, что срок хранения бизнес-моделей становится все короче и короче. Ты должен непрерывно стараться изобретать свою бизнес-модель заново, если хочешь выжить и расти дальше.
Как пример в подтверждение логики использования успешных бизнес-моделей представляется франчайзинг - как один из наиболее широко распространённых способов начать свое дело копируя успешные бизнес-модели. Поэтому франчайзинг обоснованно выступает как один из вариантов "легкого старта" для любого новичка в предпринимательстве, потому что начать свое дело под опекой опытного бизнеса, доказавшего свою успешность и состоятельность, всегда легче, чем пройти тернии стартового периода в одиночку. Но у франчайзинга есть и свои минусы, которые для многих предпринимателей являются решающими в отказе от использования франшиз.
Почему необходимо переходить на новые бизнес-модели? На старой бизнес-модели далеко не уедешь.
Старые принципы в новой быстроменяющейся экономике больше не работают. Бизнес исчерпал возможности использования старой бизнес-модели по таким важным параметрам, как сложность и скорость. Главная проблема состоит в разрушающем функциональном несоответствии между сегодняшней бизнес-средой и классической бизнес-моделью. Попросту говоря, неправильная бизнес-модель может превратить компанию в орудие собственной смерти.
Фундаментальные изменения – эволюционные и радикальные трансформации – формировали экономику и бизнес среду в последние десятилетия. Технологии, особенно информационные и коммуникационные, радикально изменили требования к построению успешного бизнеса и управлению им. Революционные технологии требуют новых бизнес-моделей. В этом новом бизнес-климате классическая "командуй-и-контролируй" бизнес-модель, хоть и выжила, стала куда менее эффективной.
В сегодняшнем гиперконкурентном мире великолепная бизнес модель сама по себе не создает однако устойчивого конкурентного преимущества. В будущем, где перемены будут происходить еще быстрее, успеха добьются те компании, которые смогут задействовать полный потенциал фирмы. Мир будет становиться еще более конкурентным и выжить в нем бизнесу будет все тяжелей по мере того, как фирмы будут ломать старые правила ведения бизнеса. Победителями будут гибкие фирмы, способные быстро реагировать на новые вызовы и достаточно ловкие для того, чтобы пользоваться открывающимися возможностями и создавать новые. Чтобы хорошо вписаться в динамичную бизнес-среду с тесными сетевыми переплетениями как внутри, так и вне фирмы, способность создавать потребительскую ценность должно быть распределено по всей компании в гораздо большей степени, чем в прошлом.
Отличия бизнес модели от стратегии предприятия
- Создание ценности и ее превращение в прибыль. Бизнес-модель фокусируется на создании ценности. В то время как бизнес-модель также описывает, как фирма превращает созданную ценность в прибыль, стратегия смотрит дальше и фокусируется на создание устойчивого конкурентного преимущества.
- Стоимость бизнеса или прибыль акционера. Бизнес-модель создает архитектуру превращения инновации в экономическую ценность бизнеса. Однако бизнес-модель не фокусируется на том, как превратить стоимость бизнеса в прибыль для акционеров. Например, методы финансирования не рассматриваются в бизнес-модели, но они влияют на прибыль акционеров.
- Предполагаемый уровень знания о бизнес-среде. Создание бизнес-модели не требует больших знаний обизнес-среде, в то время как разработка стратегий зависит от более сложного анализа, который требует более полных знаний о среде, в которой должен развиваться бизнес.
ВЫРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ДЛЯ КОМПАНИИ
Бизнес-модель понимается как принципиальная модель работы "отдельно взятого" бизнеса. Можно выделить следующие этапы выработки эффективной бизнес-модели и основные вопросы, требующие удовлетворительного ответа:
Анализ бизнес-модели отрасли.
- Как устроена наша отрасль?
- Какой тип конкуренции преобладает?
- Какие типы игроков (бизнес-модели) в ней представлены?
- Как они связаны между собой?
- Какими рыночными ключевыми компетенциями они должны обладать?
- Каким образом и почему изменяются компании-лидеры отрасли?
Анализ существующей бизнес-модели компании.
- Как устроена наша компания?
- Каков бизнес (бизнесы) компании?
- Как образом мы встроены в бизнес-модель отрасли?
- За счет чего мы сохраняем конкурентоспособность?
- Каковы наши фирменные ключевые компетенции?
- Что неэффективно в существующей бизнес-модели?
- Какие противоречия имеются между отдельными компонентами и процессами бизнес-модели?
- Какие рыночные ключевые компетенции нам необходимо приобрести?
Ориентиры стратегии развития компании.
- Какую базовую стратегию мы реализуем?
- Как формулируется наша стратегия?
- Какие стратегические цели мы планируем достичь?
- Каких изменений в существующей бизнес-модели требует реализуемая стратегия?
- Какая типовая бизнес-модель в наилучшей степени соответствует нашей стратегии?
- Как мы будем позиционировать себя по ряду ключевых параметров: степень вертикальной интеграции, степень диверсификации, степень «интеллектуальности» готового продукта и др.?
Определение новой бизнес-модели.
- На какой типовой бизнес-модели (компаниях-аналогах) базируется новая бизнес-модель компании?
- Каковы ее особенности?
- В чем ее преимущества и недостатки?
- Как она встроена в бизнес-модель отрасли?
- Каковы основные параметры работы бизнес-модели?
- Какова предполагаемая экономическая эффективность новой бизнес-модели?
Конкретизация новой бизнес-модели.
- Как соотносятся между собой основные компоненты бизнес-модели?
- Что целесообразно сохранить в новой бизнес-модели от старой?
- Как должны быть устроены производство, инновации, маркетинг и т.д.?
- Как должна быть построена система управления?
- Каковы механизмы и процедуры, обеспечивающие эффективность работы бизнес-модели?