Материал из PL Engineering
Ритейл страдает от невнимания интеграторов
Обратиться к руководителю IT проектов
Российский ритейл ждут серьезные ИТ-расходы. В списке первоочередных задач - обновление или замена "железа". Уже на этом, элементарном и знакомом даже рядовому пользователю уровне существующие решения не устраивают владельцев торговых точек. По словам Сергея Якушева, директора по ИТ меховой компании "Алеф", что хорошо для большого магазина с несколькими кассами, то смерть для бутика, в котором один терминал на всех. POS-терминалы, программно-аппаратные комплексы кассира — это отличное решение, если бы не целый ряд "но": системы охлаждения забиваются посторонними предметами, например, скрепками, грязью, блок питания часто перегревается и выходит из строя, крепеж кулера на процессоре отваливается и так далее. Казалось бы, мелочи, но в результате плохой работы POS владельцы магазинов сталкиваются с потерей выручки. Остатки товаров на складе фиксируются некорректно, данные в кассовых чеках не совпадают со сведениями, указанными в учетной системе. Как следствие — с одной стороны увеличиваются случаи воровства, а с другой — растет недоверие к ИТ-службе предприятия.
При этом, заверил Сергей Якушев, POS-терминалы лучше, чем обычные пользовательские компьютеры. Их стоит немного доработать: выпускать раздельное оборудование, так как в моноблоках сложно и дорого менять вышедшие из строя детали, особенно если дело происходит не в мегаполисах, корпус и кнопки сделать не красивыми, а антивандальными, добиться большей компактности устройства. Но главное — цена POS-терминала должна быть сопоставима со стоимостью стандартного ПК, иначе слишком сложно будет объяснить руководству компании, почему терминал лучше дешевого надежного ноутбука.
Вопрос цены был одним из главных и в докладе Дмитрия Потапенко, управляющего партнера компании Management Development Group. По его словам, в нашей стране, в отличие от Запада, айтишники совершенно не обращают внимания на мелкую и даже среднюю розницу, решений для этого сектора практически не существует, причем это касается и аппаратных, и программных частей. Клиенты для ИТ-компаний — это гиганты розничной торговли. В то время как СМБ выкручивается своими силами. "Мы вынуждены перебираться на то, что делаем сами. Мы покупаем б/у сканеры, планшеты", - прокомментировал г-н Потапенко.
По словам Потапенко, такое отношение не выгодно никому. "ИТ-компании собственноручно убивают рынок", - объясняет он. По его оценке, зачастую организовать мелкую торговую точку выгоднее, чем открывать магазин площадью в 300 метров, так как у нее выручка на квадратный метр выше. "То есть вендоры не обращают внимания на 80% потенциальных клиентов, - резюмирует г-н Потапенко.
Многие представители ритейла поддержали Дмитрия Потапенко. Об инновационных технологиях, таких как RFID, EDI, NFC, self-checkout, электронных ценниках, "умных" полках и "интеллектуальных" тележках, говорят уже давно. "Не надо переоценивать роль инноваций, - считает Юрий Сафронов, директор по информационным технологиям компании "Белый Ветер Цифровой". - Вместо этого стоит подумать, что именно они дадут нашему бизнесу и, в конечном счете, нашим клиентам? Не лучше ли поискать другие области применения уже имеющимся предложениям?"
Новая реальность для ИТ-отделов
Реалии современного рынка бросают вызов не только вендорам, но и собственным ИТ-департаментам предприятий розничной торговли. Сейчас бизнес как никогда ранее клиентоориентирован. Для повышения продаж ритейлеры должны знать о покупателях все: социальное положение, персональные данные, историю покупок и, наконец, как с ними связаться в случае необходимости. Ответы на эти вопросы компании могут получить только в случае внедрения соответствующих ИТ-систем, включающих в себя модули CRM, способные не только управлять данными о клиенте, но и фиксировать взаимодействие с ними. Необходимы и системы Business Intelligence, и Data Warehouse.
Современный ритейл эволюционировал: состоялся переход от точечной автоматизации к комплексным проектам, считает Александр Рахманов, заместитель генерального директора ГК "Корус Консалтинг". Все новые виды деятельности: уход в онлайн, необходимость управления системами лояльности и добавление сервисных функций (таких как работа под заказ, доставка) - требуют внимания ИТ-отделов.
О том, чего ждут ритейлеры от эффективного ПО, рассказал Сергей Козырь, ИТ-директор ГК "О’Кей". По его мнению, такие системы должны помочь понять, какие товары нужно продавать по минимальной цене, на что сделать скидку, какой ассортимент идеален для проведения промоакций, как бренд влияет на выбор и много другое. Поэтому помимо затрат на аппаратные решения, о которых мы говорили выше, предприятия должны заложить в бюджет внедрение автоматизированных систем лояльности и возможность осуществления таких процессов, как управление ассортиментом, ценообразование для ассортимента конкретного магазина, порядок выкладки товара. А для эффективного взаимодействия с клиентами компания обязана иметь сайт и активно использовать мобильные приложения и социальные сети. Все это предполагает существенные изменения в ее ИТ-архитектуре.
Впрочем, соцсети можно и нужно применять не только для взаимодействия с клиентами. Закрытые корпоративные сети для личного общения и совместной работы внутри компании помогают проникнуться корпоративным духом и забыть про "Одноклассников", считает Юрий Федосеев, генеральный директор компании DaOffice. Так, по результатам исследований McKinsey Global, подобный способ общения может повысить продуктивность взаимодействующих сотрудников на 20-25%, однако насколько это актуально именно для сферы ритейла — вопрос открытый.
Генеральный директор компании UBC Corporation Станислав Шостак напомнил собравшимся, что ритейл в широком понимании этого слова — это не только розница. Согласно текущим трендам в России так называют любой крупный бизнес, поэтому на круглом столе Шостак рассказал об эффективном управлении коммерческой недвижимостью с помощью Oracle JD Edwards EnterpriseOne.
Торговля в сети
Онлайн-продажи растут как во всем мире, так и в России. Более того, западные компании все больше ориентируются на рынок нашей страны, включая в интерфейс своего сайта возможность изменить язык на русский и осуществляя доставку в Россию (хотя стоит признать, что до сих пор у многих поставщиков с этим проблемы).
Несмотря на скромные показатели — 2% общего объема рынка розничной торговли сейчас занимает онлайн — по данным East-West Digital News предполагается, что скоро рынок вырастет по крайней мере в несколько раз.
Разумеется, оффлайн-рознице небезынтересно попасть и в эту сферу тоже, однако на данном поле игроков поджидает немало сюрпризов. "При создании онлайн-подразделений для гипермаркетов мы пытаемся совместить несовместимое, потому что онлайн-продажи и оффлайн-торговля — это два совершенно разных вида бизнеса", - полагает Алексей Павлык, управляющий партнер RetEx, при этом все же настаивая, что все проблемы, возникающие при создании онлайн-подразделения ритейла, решаемы. Пример тому - опыт сети гипермаркетов Tesco. За 10 лет после на сайте компании зарегистрировалось более 10 млн посетителей, а сам магазин принимает по 4 тыс. заказов в час.
С тем, что ритейл (вне зависимости от схемы работы) может сам разрабатывать бизнес-приложения "под себя", используя, например, многокомпонентную среду для ускоренной разработки Java-приложений, согласился Константин Варов, директор департамента развития платформы FLEXTERA компании "Диасофт": "Проблема в том, что многие российские системы автоматизации розничной торговли выросли из учетных систем, автоматизирующих бухгалтерский, а не управленческий учет, а потому повысить эффективность крупного бизнеса с помощью таких систем достаточно сложно; в то же время цена действительно хороших зарубежных решений порой запредельно высока".
Мобильные технологии
Говоря о тенденциях в сфере мобильных предложений для ритейла, обычно имеют в виду приложения-магазины. Этот сегмент действительно переживает бурный рост. Так, по данным компании Flurry, занимающейся в том числе "мобильной" аналитикой, в 2012 году время, которое потребители провели с мобильными приложениями розничных продавцов, возросло на 525%. Но у ИТ-предприятий есть и предложения другого рода — мобильный помощник продавца. Такое решение может "сократить время вхождения в должность продавца-консультанта и способствовать продаже того, что ранее "отсутствовало" в памяти продавца, но присутствовало в магазине", - рассказал Юрий Марин, генеральный директор компании "Гексагон".
При этом надо понимать, что даже в Европе и Америке модные ИТ-новинки в ритейле массовыми пока, в том числе и из-за экономических проблем, не говоря уже об отечественном рынке. Напомним, что тот же "магазин будущего", открытие которого было запланировано на 2012 год, до сих пор недоступен покупателям. Теперь его ждут не раньше 2016 года. В то же время софтверные компании тоже ждут — своего потребителя, возлагая большие надежды на продвинутую молодежь, которая сможет составить костяк приносящего прибыль "среднего класса" и при этом не будет представлять себя без смартфонов, мобильных приложений и интернета.