Материал из PL Engineering
Свободная касса!
Обратиться к руководителю проектов автоматизации предприятий ресторанного бизнеса
Часто, увидев очередь в популярном ресторане быстрого обслуживания, гости не мешкая уходят, а заведение теряет потенциальную выручку. Эта проблема становится особенно актуальной на фуд-кортах, где есть альтернативные предложения. Решать её помогает электронная очередь, ещё один плюс которой - сокращение числа кассиров, работающих на торговой точке.
Технология электронной очереди предназначена для оптимизации обслуживания гостей на предприятиях быстрого обслуживания. Суть этой системы состоит в разделении зон приема и выдачи заказа: сотрудник на кассе только принимает заказ, а сбором и выдачей занимается персонал в отдельно выделенной зоне. После оплаты на кассе клиенту выдается чек с номером заказа, он отходит от прилавка и ожидает, пока сборщик формирует его заказ. Номер заказа гостя высвечивается на мониторе, который находится над зоной выдачи или рядом с ней и разделен на две колонки - готовящихся и готовых заказов. По завершении сборки номер заказа, выбитый на чеке, переходит в колонку готовых, и гость может забрать его из зоны выдачи, предъявив чек. также номер готового заказа может быть озвучен с помощью голосового объявления.
Первой ресторанной компанией, внедрившей технологию электронной очереди в России, стал "Макдоналдс". Разработкой программного обеспечения для "Макдоналдса" занималась компания RDI, которая является глобальным партнером сети. первой торговой точкой, где было установлено данное оборудование, стал ресторан в подмосковном Красногорске, открывшийся в сентябре 2012 г. Сейчас электронной очередью оборудованы 208 ресторанов "Макдоналдс" по всей России, из них 35 находятся в Москве. технология предполагает возможность приема заказа не только за кассой, но и через электронный терминал самообслуживания, где гость может самостоятельно выбрать блюда и расплатиться банковской картой, получив чек с номером заказа.
Повод остаться
В прошлом году электронная очередь также появилась в арсенале сетей "Бургер Кинг" и "Воккер". Они использовали технологию отечественного производства, разработанную компанией UCS. "Изначально эта идея появилась у "Бургер Кинга", полтора года назад они обратились к нам за ее технической реализацией", - рассказывает коммерческий директор UCS Галина Ретуева. По ее словам, такая технология предназначена для удобства обслуживания и оптимизации затрат при организации кассовой зоны за счет ее сокращения. "Суть технологии - перенос процедуры выдачи заказа из кассовой в отдельную зону, что позволяет сократить очередь в кассу и создать более комфортные для гостя условия ожидания заказа. При этом количество касс при обслуживании то же потока гостей сокращается примерно на 30%, позволяя оптимизировать расходы заведения" - поясняет она.
Немаловажным преимуществом для рестораторов служит и то обстоятельство, что электронная очередь - это хороший психологический способ удержать потенциальных гостей в заведении: когда гость видит очередь у кассы, он, весьма вероятно, покинет заведение, но, когда касса свободна, у посетителя создается ощущение отсутствия очереди. На самом деле очередь выстраивается за выдачей блюд, но, поскольку гость уже заплатил, он не покинет ресторан. Само время сборки и выдачи заказов (тикет-тайм) может не измениться, но по факту ресторан будет обслуживать больше гостей. В то время, когда заказов нет, на мониторе могут транслироваться проморолики и специальные предложения ресторана.
В сети "Бургер Кинг" электронная очередь появилась в мае прошлого года в ресторане, расположенном в московском торговом центре "Серебряный Дом". С тех пор данной технологией были оборудования три ресторана в Москве и 12 заведений в других городах России. При переоборудовании столичных ресторанов были демонтированы три кассовых аппарата из шести, на их месте были оборудования зоны выдачи, в которых одновременно могут работать два-три сборщика заказов. "Для компании установка данной техники выгодна сразу по нескольким причинам. Во-первых, кассир - более специализированный специалист, чем сборщик заказов, получающий большую заработную плату. Во-вторых, это вклад в финансовое будущее компании, ведь техническое обслуживание электронной очереди гораздо дешевле кассовой станции и фискальных регистраторов", - рассказывает старший IT-менеджер "Бургер Кинга" Антон Костиков.
Такое же программное обеспечение стоит и у сети лапшичных "Воккер", первой оборудованной точкой в мае прошлого года стало кафе в Парке Горького. В настоящее время электронная очередь используется в четырех столичных ресторанах "Воккер": в Парке Горького, бизнес-центре "Белая площадь", а также в торговых центрах "Европейский" и "Метрополис".
Считаем деньги
По словам Галины Ретуевой, терминал "сборщика" в технологии электронной очереди стоит на 40% дешевле, чем кассовая станция. При этом электронная очередь может заменить сразу несколько кассовых станций, что делает данную технологию в перспективе гораздо выгоднее общепринятой модели расчета с клиентом. Такого же мнения придерживаются специалисты в области информационных технологий сетей "Бургер Кинг" и "Воккер".
"Стоимость данного решения зависит от выбора оборудования. В первом ресторане мы установили монитор с диагональю 27 дюймов, в последующих плазменные панели в 42 дюйма. Электронная очередь окупается уже на момент своей установки, поскольку позволяет сократить количество кассового оборудования и оплату его технического обслуживания", - отмечает Антон Костиков. Это подчеркивает и Леонид Арсенев, руководитель ИТ-отдела лапшичных "Воккер". "Себестоимость программного оборудования составляет 9000 руб., также нужен гостевой экран (25 тыс.руб.), кронштейн для телевизора (3500 руб.), сенсорный монитор (17 тыс.руб.) и системный блок с Windows с хорошей видеокартой, поскольку на гостевом экране картинка отображается в режиме Adobe Flash (21 тыс.руб.). Таким образом, общая стоимость покупки и установки такой технологии составит примерно 76 тыс. руб., что при всех условиях является выгодным вложением в будущее сети", - рассказывает специалист.
Однако есть фактор, который затрудняет процесс оборудования предприятий быстрого обслуживания технологией электронной очереди. наиболее оправданной будет установка этой технологии в строящемся ресторане, иначе заведению приходится тратиться на переоборудование кассовой зоны