Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

              Современные технологии маркировки товаров

Обратиться к руководителю проектов автоматизации


          Необходимость снижения издержек, требования законодательства и борьба за покупателя заставляют розничные предприятия и их поставщиков переходить на современные технологии маркировки товаров. Дешевая рабочая сила и недорогое оборудование не только не экономят средства и заставляют платить дважды — они уже не справляются с громадными тиражами этикеток, которые требуются в супермаркете, гипермаркете или распределительном центре ежедневно.


          Одна этикетка для многих целей

          Этикетка со штриховым кодом позволяет организовать в магазине систему автоматизированного учета, хранения, перемещения, продажи и заказа товара, ускоряет процессы обработки товара на кассе и проведения инвентаризации, позволяет безошибочно проводить комплектацию заказа на складах и т.д. Впрочем, все эти преимущества организации торгового процесса — не главный аргумент. Наличие на товаре штрихового кода, являющегося средством идентификации и защиты качества, и этикетки с подробной информации на русском языке — обязательное требование к продавцам и производителям товара (ГОСТ Р 51074–97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» и ГОСТ Р 51121–97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя»).

          Маркировка товаров преследует несколько различных целей. Она используется для кодирования продукции в соответствии с международными стандартами, повышения эффективности учета, нанесения уникальной информации о продукции и рекламы, а также для защиты от подделок. Например, в России в алкогольной отрасли введена обязательная маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками (РСМ), с помощью которых налоговые органы надеются отследить движение подакцизной продукции: производство, продажу, перемещение алкоголя внутри субъекта федерации, а также проконтролировать поступление налогов.

          Чем больше срок хранения, тем качественнее должна быть печать. Несмотря на обязательство поставщика перед торговцем поставлять в розничную сеть только промаркированный товар, системы маркировки невесового товара на складах и в подсобках магазинов без работы не простаивают. Необходимость в маркировке большого количества штучного (не весового) товара возникает, например, если в магазинах работает собственное производство (пекарни, кондитерские цеха и др.), продукция которого имеет фиксированный вес. Кроме того, тиражной маркировке подлежат все товары, упаковка которых, содержит ошибочную или недостаточную информацию о товаре. От перемаркировки большого количества этикеток для невесового товара не могут пока отказаться даже самые продвинутые в плане торговых технологий розничные предприятия, включая зарубежные.

          Комплексы маркировки на базе промышленных принтеров штрихкодов активно используют продуктовые и непродуктовые сети, cash & carry и гипермаркеты, акцизные склады и распределительные центры. В последнее время наметилась тенденция: отечественные продуктовые сети маркировку товаров с большим сроком хранения переводят на термотрансферный способ печати, который более дорог, но зато позволяет сохранять качественный отпечаток и внешний вид этикетки в течение нескольких месяцев, а иногда и лет. Сейчас уже никто не поверит в то, что у вас качественный товар, если на нем будет пожелтевшая этикетка с нечитаемым текстом. Раньше термоэтикетку можно было встретить и на одежной бирке, и на бутылке, и на книге. Разница между термо- и термотрансфером хорошо видна невооруженным глазом — термоэтикетка имеет характерные серые полосы от касаний и менее четкий штрихкод.


          Пакетная маркировка

          Постоянные данные на этикетке, как правило, загружаются из баз данных и не меняются в течение продолжительного времени. Переменные данные (на один тираж) вводятся с выносной клавиатуры, либо загружаются из электронных весов, сканера штрихкода и т.п. Маркировать товар в зависимости от объемов и технологического процесса можно двумя способами: в пакетном и интерактивном режиме.

          В режиме пакетной маркировки тираж этикеток печатается на принтере и сматывается обратно в рулон, после чего переносится непосредственно к месту маркировки. Такой способ оптимален для маркировки больших партий однотипного товара, основным оборудованием здесь являются принтеры этикеток — конкретная модель определяется объемом печати. Большинство производителей принтеров предлагают линейки оборудования исходя именно из его производительности.

          В отличие от офисных, промышленные принтеры обладают прочным корпусом и литой станиной, а также повышенной надежностью — некоторые модели могут работать круглосуточно. В качестве вспомогательного оборудования, существенно облегчающего процесс маркировки, используются смотчики рулонов и ручные аппликаторы этикеток.


          Маркировка товаров с длительными сроками хранения

  •      ПАКЕТНАЯ МАРКИРОВКА

          Без остановки печатается весь рулон и одновременно сматывается. Этикетки с напечатанного рулона с помощью ручного аппликатора наносятся на товар.

          Состав системы пакетной маркировки:

  1. промышленный принтер этикеток;
  2. смотчик готовых этикеток в рулон, ручной аппликатор этикеток;
  3. программное обеспечение для управление принтером и дизайна этикеток;
  4. расходные материалы: красящие ленты, бумажные этикетки
  •      ИНТЕРАКТИВНАЯ МАРКИРОВКА

          На выходе принтера печатается одна этикетка и принтер останавливается. Оператор снимает этикетку — принтер начинает работать. Этикетка вручную наклеивается на товар. В этот момент печатается следующая этикетка…

          Состав системы интерактивной маркировки:

  1. принтер этикеток;
  2. отделитель этикетки от подложки, датчик наличия этикетки на выходе принтера;
  3. программное обеспечение для управление принтером и дизайна этикеток;
  4. расходные материалы: красящие ленты, бумажные этикетки


          Элементы оформление этикеток:

  1. выбор площади этикетки от 6 до 300 кв. см;
  2. применение различных шрифтов (языки и размеры);
  3. печать графических символов — логотипов и др.;
  4. печать одномерных и двумерных ШК;
  5. масштабирование и ориентация ШК от 0° до 360°;
  6. печать и программирование RFID;
  7. печать на параллельных рулонах этикеток и др.


          Расходные материалы — это серьезно

          «Выбор расходных материалов определяется сроком хранения товаров и условиями эксплуатации этикетки. Для малых сроков хранения используют термопечать и термоэтикетки с защитным покрытием или без. Этот вид печати отличается простотой и невысокой ценой. Термоэтикетки в значительной мере подвержены истиранию, выцветанию. Они нестойки к воздействию влаги и температуры. Для больших сроков хранения применяют термотрансферную технологию, при которой может использоваться широкий спектр различных материалов: бумага, картон, текстиль, синтетические материалы. Для печати на них выпускаются разные виды термотрансферной ленты (риббоны).

          Существует несколько типов риббонов: восковые — для печати на бумаге, риббоны «воск–смола» — для печати на бумаге и некоторых видах синтетических материалов и смоляные термотрансферные ленты, разработанные специально для печати на синтетических материалах.

Первый тип «расходников» используется для ведения складского учета, в логистической цепочке, а также для маркировки фармацевтической продукции, одежды и пищевых продуктов без упаковки.

          Второй вид риббонов также находит применение на складах, в фармацевтической отрасли и в логистике. Кроме того, ленты «воск–смола» могут использоваться для маркировки замороженных полуфабрикатов в мягкой упаковке. Пока в России термотрансферные этикетки, отличающиеся повышенной стойкостью к механическому истиранию, воздействию повышенных температур и т.п., востребованы в большей степени со стороны промышленности, однако, со временем данный тип «расходников», как и во всем мире, будет активно использоваться также в супермаркетах и распределительных центрах.