Материал из PL Engineering
Стоит ли беспокоиться о возможных злоупотреблениях в связи с распространением RFID
По мере распространения радиочастотной идентификации будет расти и возможность злоупотребления этой технологией и обеспокоенность граждан этим обстоятельством. Обладает ли современное общество механизмами противодействия, позволяющими если не исключить, то, по крайней мере, ограничить подобные злоупотребления?
В настоящее время большинство компаний рассматривают RFID лишь, как способ улучшения своих операций, однако технология быстро распространяется. RFID-метки размещаются на упаковках и встраиваются в товары, что создает возможность для сбора и анализа информации, а это может, например, привлечь внимание тех, кто занимается прямым маркетингом. Вот почему в демократических обществах должны быть механизмы противодействия, позволяющие ограничивать подобные злоупотребления, и во многих развитых странах они имеются.
Во-первых, те, кто использует RFID не по назначению, не смогут воспользоваться основными преимуществами их применения. Ниже приведем несколько примеров из западной практики.
RFID-метки, которые используются в системах сбора пошлин, могут использоваться для контроля превышения скорости водителями. Полицейские службы могут разместить контрольные пункты на расстоянии 65 миль в зоне, где скорость движения не должна превышать 65 миль в час, и подвергать штрафу всех, кто проезжает мимо второго ридера меньше, чем через час. Хорошая идея для повышения доходов и контроля превышения скорости, но этого никто не делает по одной простой причине: после первого штрафа водитель, конечно же, выбросит эту метку, и основная цель использования этой метки (уменьшить заторы на пунктах сбора подорожных пошлин) не будет достигнута.
Преимущество снабжения метками перерабатываемых отходов состоит в увеличении улучшении сортировки, что облегчает переработку. Если предположить, что муниципальные власти согласятся передать информацию компаниям, занимающимся прямым маркетингом, или разрешат перерабатывающим компаниям сделать это, каков будет результат? Очевидно, те люди, которые не хотят, чтобы компании прямого маркетинга знали все их данные, просто перестанут сдавать отходы на переработку, и, таким образом, метки не выполнят своего прямого назначения.
Предприятия розничной торговли также не заинтересованы собирать информацию о покупателях без их согласия. Многие люди не хотят, чтобы отслеживались их покупки и чтобы потом реклама направлялась им персонально. Поэтому розничные сети, использующие данные RFID для направления рекламы покупателям без их уведомления и предварительного согласия, скорее всего, будут терять прибыль.
Некоторые предприятия розничной торговли могут совершить оплошность и начать отслеживать людей без их ведома, а затем использовать информацию для прямой рассылки рекламы всем или отдельным покупателям, но если это выяснится – а это не может не выясниться – у них будут огромные проблемы в области связей с общественностью. Они могут потерять свой бизнес, так как люди, не желающие, чтобы их отслеживали подобным образом, не будут делать покупки в их магазинах. Это явится уроком для других предприятий розничной торговли: потеряете доверие покупателей – потеряете бизнес.
Таким образом, рыночные механизмы направляют эволюцию RFID в сторону обеспечения неприкосновенности личной информации клиента. Например, компании Impinj и NXP , разработали чипы RFID с усиленной защитой личных данных, которые не только позволяют уничтожить метку при расчете на кассе (EPC метки обладают этой особенностью изначально), но также позволяют продавцу заменять Электронный Код Продукта случайным серийным номером. Таким образом, если человек выходит из аптеки с бутылкой Виагры, никто не сможет считать метку и не узнает, что за продукт был приобретен.
Вероятно, будут случаи, когда недобросовестные компании или отдельные лица будут злоупотреблять технологией. Однако, если подобные злоупотребления возникают и рыночные механизмы не могут предотвратить их, вмешивается государство и принимает законы в отношении таких правонарушений с тем, чтобы положить им конец. Все мы, кто верит в то, что технология RFID принесет большие выгоды компаниям и отдельным потребителям, выступаем против законов, которые ограничивают применение технологии, но в поддержку тех, которые ограничивают правонарушения.
Нет никакого сомнения в том, что новые технологии могут значительно повлиять на неприкосновенность личной информации. Например, в этой связи активно обсуждаются Facebook и YouTube, и RFID, несомненно, тоже ждет эта участь. Тем не менее, не стоит испытывать беспокойства по поводу отрицательного воздействия этой технологии на неприкосновенность личной информации потребителей. Напротив, стоит беспокоиться из-за того, неграмотные законодатели, пытающиеся заработать политический капитал в глазах плохо информированных избирателей, будут принимать законы, ограничивающие многие преимущества применения RFID, а это может представлять гораздо более серьезную угрозу для потребителей.