Материал из PL Engineering
Электронный аперитив
Продвижение ресторанных услуг в сети Интернет для многих предприятий общественного питания в кризис превратилось в необходимость. Для большого числа ресторанов, особенно для сетевых проектов федерального масштаба, реклама в Интернете стала одним из самых эффективных инструментов привлечения клиентов. Особенность Интернета в том, что он позволяет донести необходимую информацию в желаемом объеме в отличие от таких СМИ, как телевидение, газеты, журналы.
Анализ профессиональных сайтов показал, что примерно у 90% предприятий общественного питания есть сайт в Интернете. Те рестораны, которые не имеют виртуального представительства, указали разные причины его отсутствия: от банальной (нет большой необходимости) до прозаической (нет выхода в Интернет). Также нужно отметить, что рестораны, не имеющие сайта, — небольшие заведения, нередко на окраинах города, которые рассчитывают только на жителей близлежащих домов. Еще несколько лет назад процент виртуальных ресторанов был гораздо ниже — порядка 50%. Такое увеличение количества сайтов ресторанов объясняется огромным потенциалом web-представительств предприятий общепита.
Содержание |
ДЛЯ КОГО ИНТЕРНЕТ?
Всем ли ресторанам нужен сайт, зависит от формата ресторана. Маленькому кафе на окраине для рекламы и привлечения новых клиентов достаточно упоминания на крупных сайтах ресторанной тематики (а многие заведения этой категории и без этого обходятся).
«Если же заведение позиционирует себя как клубное, приглашает знаменитостей и ориентируется на постоянный контингент посетителей, то сайт необходим. Причем чем серьезнее и популярнее ресторан, тем профессиональнее должен быть сделан сайт, так как положение обязывает, — это часть имиджа», — говорит Галина Киреева, администратор ресторана «Самарканд». От того, насколько красиво и качественно сделан сайт, потенциальный клиент получит впечатление о самом ресторане. Сетевые ресторанные проекты могут позволить себе выделить большие ресурсы на поддержание, модерацию и развитие сайта. Подобный ресурс может быть объединительным инструментом всех ресторанов, входящих в сеть, особенно если они разбросаны по стране. Ведь сайт — это не только то, что выкладывается на всеобщее обозрение. Например, можно сделать служебный вход для сотрудников и решать через него различные деловые вопросы.
Большая часть рестораторов утверждают, что сайт для них в первую очередь информирование посетителей, затем реклама, на третьем месте стоит обратная связь с посетителями и, наконец, имидж компании. С помощью Интернета рестораны могут более эффективно решать такие задачи, как увеличение прибыли и управление изменениями в ресторане, вплоть до смены концептуальной направленности. Собственный сайт в Интернете — это дополнительные маркетинговые и рекламные возможности для ресторана.
Сайт является необходимостью для ресторанов выездного обслуживания, а также предприятий общепита, которые работают на доставку блюд. Это визитная карточка таких предприятий общепита, простейший способ рассказать клиентам о своем существовании и пополнить клиентскую базу. Как правило, предприятия выездного обслуживания ориентированы на проведение корпоративных мероприятий, а именно крупные компании начинают изучать рынок через Интернет. Таким образом, для таких ресторанов сайт является прежде всего способом продаж, а уже потом имиджем, способом популяризации своих услуг.
ТОЧНЫЙ АДРЕС
Заявить о ресторане в Интернете можно двумя основными способами. В сети существуют ресурсы, где размещается информация о различных предприятиях общественного питания и развлекательной сферы. Чаще всего они имеют географическую привязку — по городу, в котором располагаются. Некоторые дают возможность поиска и по другим городам, то есть в перспективе могут стать федеральными. Из известных ресурсов в качестве примера можно привести www.menu.ru, www.lasoon.com.ua, www.restoran.ru, www.allcafe.info, www.inout.ru, www.menunsk.ru и др. Посетители ресторанных сайтов получают возможность структурированного поиска подходящего заведения по выбранным критериям — месту расположения, цене, типу кухни и другим параметрам (наличие детского меню, Wi-Fi и т. п.). Фактически у ресторана появляется возможность создать мини-сайт на таком ресурсе и даже собирать некоторую статистику посещаемости.
Плюс размещения информации о ресторане на таких сайтах — большое количество посетителей и отсутствие необходимости привлекать и поддерживать аудиторию. Ресторан должен выгодно выступить на фоне остальных заведений, для чего можно использовать разные способы: от интересных и качественных фотографий блюд и интерьера до оригинальных идей конкурсов и акций. При этом затраты на разработку небольшого представительства в каталоге могут быть почти нулевыми, что немаловажно в период кризиса.
Вторая возможность (которая не исключает первую) предусматривает создание собственного сайта. Здесь затраты несравнимо выше, но и возможностей больше. Свой сайт дает доступ практически ко всем возможностям использования Интернета и позволяет достигать максимальной эффективности.
НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ
Внешний вид сайта, его наполнение всегда должно соответствовать стилю и характеру заведения, отражать его «изюминки», а также привлекать новых гостей и быть для них навигатором на рынке ресторанных услуг. Сайт компании должен быть удобным и понятным, чтобы гость мог оперативно найти все, что ему надо знать о ресторане.
Нет смысла перечислять все основные разделы ресторанного сайта — для этого достаточно открыть несколько из них и сделать выводы о минимуме, который должен присутствовать. «Обычно это фотографии интерьера и экстерьера, меню, цены, подробная информация о ресторане: адрес, телефон, время работы, информация о скидках, проводимых мероприятиях и дополнительных услугах ресторана (организация банкетов, проведение детских праздников, доставка блюд на дом) и пр.», — поясняет Евгения Борисова, менеджер ресторана «Дай суши». Стоит обратить внимание на некоторые дополнительные модули. Заказ столика через сайт — крайне полезная функция. Однако этим должен заниматься кто-то из штата ресторана, например администратор, так как при получении сообщения о заказе столика нужно перезванивать потенциальному клиенту и уточнять параметры заказа. Для придания интерактивности сайту было бы интересно делать заказ прямо по карте зала и по конкретному столику. Но для этого нужно как минимум отслеживать заказы и вносить необходимые изменения на сайт в режиме реального времени. В этом случае стоимость подобного модуля будет дороже простого сайта в разы. Также существуют специальные сайты, позволяющие бронироваться через них и передающие информацию в ресторан. Вот они дают абсолютно полную статистику по всем параметрам заказа. Разумеется, что подобная услуга стоит дополнительных денег.
Гостевая книга, в которой посетители оставляют свои отзывы, придает сайту интерактивность. Хотя в целом она довольно бесполезна для ресторанного сайта. Хорошие отзывы пишут реже, чем плохие, а запоминаются плохие отзывы гораздо лучше. Если ресторатор хочет получить мнение клиентов, то лучше сделать форму обратной связи (электронная почта) без публикации отзывов на сайте.
Иногда на сайтах можно встретить опросы посетителей о качестве обслуживания в ресторане, его достоинствах и недостатках. Это несложная с технической точки зрения операция на самом деле является ненужной из-за невозможности определить искренность слов посетителя. Лучше проводить опрос реальных посетителей реального ресторана.
Форум — общение посетителей и сотрудников ресторана. Необходимость его наличия тоже спорна, поскольку требует постоянного внимания, чтобы не пропускать нецензурные выражения и открытую рекламу. Хотя, конечно, форум дает возможность удаленным пользователям высказать свое мнение о ресторане, получить ответы на интересующие вопросы от других пользователей или сотрудников заведения. При желании форум можно сделать интересным и насыщенным, однако при плохой посещаемости сайта или при отсутствии необходимых сотрудников он теряет свой смысл. Голосование придает сайту живость. Однако для получения динамики голосования нужна высокая посещаемость сайта (по меньшей мере 100 человек в сутки, что проблематично даже для крупных ресторанов). Хотя при включении в сайт этот модуль не несет существенного удорожания всего проекта.
Крайне редко на сайтах ресторана можно встретить чат (от англ. chat — «разговор», «беседа») — дискуссии в режиме реального времени (это объясняется недостаточным количеством посетителей сайтов ресторанов). Также требует постоянного присутствия модератора.
Рассылка — довольно полезная вещь для информирования посетителей о скидках, специальных предложениях и мероприятиях. Если же сделать регистрацию в рассылке более полной, чем только введение контактного электронного адреса, то можно получить больше информации о гостях. Другое дело, что предложение введения дополнительных данных о себе, как правило, не находит отклика посетителей.
Поэтому можно не усложнять свой сайт рассылкой, а для анализа потребителей ресторана воспользоваться современными информационными технологиями. Они позволяют отслеживать различные данные о гостях и их потребностях: какая информация пользуется наибольшей популярностью, сколько посетителей заходило на сайт, как долго они там находились, скольким людям удалось найти в Интернет ресторан и т. п. В любом случае как от корпоративных, так и тематических сайтов следует ожидать прежде всего сбора информации, являющейся исходным материалом для дальнейшей обработки и анализа. Грамотный анализ позволяет разработать оптимальную ценовую политику, подготовить рекламные акции, определить новую потенциальную аудиторию ресторана и т. д.
Сайт ресторана может иметь максимальное наполнение, а может иметь несколько упрощенную форму — сайт-каталог, который представляется наиболее интересным решением для компаний, которые не принимают заказы на бронирование столика или доставку блюд через Интернет. Сайты-каталоги позволяют ознакомиться с меню, технологией работы заведения, узнать его контактную информацию.
Со временем сайт может расти, стать интерактивным, чтобы посетители не только получали информацию, но и общались с ресторатором и друг с другом, узнавали необходимое и из смежных областей — диетология, калорийность блюд, кулинария и т. п. Некоторые заведения («Альбион-паб», «Тибет Гималаи», «Богемский», «Апрель» и др.) предлагают своим потенциальным посетителям виртуальные туры по реальному ресторану. В перспективе у некоторых ресторанов — заблаговременный выбор и заказ блюд прямо на сайте.
РЕКЛАМА — ДВИГАТЕЛЬ ПИТАНИЯ
Наряду с остальными целями (информирование посетителей, имидж, обратная связь с гостями), сайт предприятий общественного питания является хорошей рекламной площадкой. Такую возможность нельзя упускать в период кризиса. В России самая дешевая реклама — это Интернет. За деньги, потраченные на телерекламу, можно создать собственный сайт, посвященный рекламе ресторана, и поддерживать непосредственный контакт с клиентами. В период кризиса популярность интернет-рекламы возросла на 15%, к концу 2010 года прогнозируется рост на 41%.
Реклама в Интернете работает по тем же принципам, что и любая другая, отличие только в том, что интернет-технологии дают новые инструменты проведения и анализа рекламных кампаний. Тем не менее, чтобы организовать рекламную кампанию для ресторана, правильно зарегистрировать web-представительство в поисковых системах и каталогах, профессионально изготовить баннеры, организовать обмен ссылками с другими сайтами, необходимо обратиться за помощью к рекламным агентствам. Реклама — это не тот сектор, который можно культивировать самостоятельно, без специальных знаний и опыта.
Помимо собственного сайта, наличие которого уже является самым обширным рекламным полем в сети, интернет-рекламу можно выполнить в виде статьи, ролика, баннера и разместить их на тематических порталах или на поисковых сайтах — для повышения вероятности отдачи.
Максимальных результатов в данной области помогают достичь поисковая раскрутка интернет-сайта и его поисковая оптимизация. Данная деятельность носит название SEO (от англ. search engine optimization — «поисковая оптимизация») и является очень популярной в интернет-среде. Она включает комплекс мер, направленных на поднятие позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей. Как следствие, растет популярность сайта, а вместе с ней увеличивается известность ресторана как в сети, так и в реальной жизни.
Поначалу отнесясь к Интернету с недоверием и здоровой долей скептицизма, рестораторы стали более серьезно относиться к созданию собственных сайтов, они перестали быть для бизнеса лишь престижной игрушкой. Поэтому специалисты положительно оценивают перспективы создания web-представительств предприятиями общественного питания. Количество сайтов будет увеличиваться (как у выездных и работающих на доставку ресторанов, так и у стационарных заведений), наполнение сайтов будет усовершенствоваться и усложняться. Плюсов наличия собственного сайта много, существенный минус только один — если нужный ресторан не обнаруживается в поисковике или на тематическом ресторанном сайте, то ожидания потенциального гостя относительно этого ресторана могут не оправдаться. Ресторан в Интернете — это виртуальное заведение, но его посетители весьма реальны…