Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

          RFID в книжном магазине

Обратиться к руководителю IT проектов


          Представьте себе крупный книжный магазин самообслуживания, новое поступление товара:

  • Приемка нескольких тысяч наименований за считанные часы, без распаковки коробок;
  • Инвентаризация в торговом зале - просто проводя вдоль полок рукой, не доставая книг;
  • Быстрый и точный поиск необходимого товара на огромных торговых площадях;
  • Мгновенный расчет на кассах и отсутствие очередей;
  • Приятно удивленные и довольные покупатели;

          Сказка? Сказкой это было вчера, сегодня - это РЕАЛЬНОСТЬ!

          В данном материале будет предложено не только теоретическое описание подобных проектов, но и несколько примеров внедрения технологии RFID в книжные магазины мира. Технология RFID (от англ. Radio Frequency Identification (радиочастотная идентификация) может существенно повысить эффективность продаж крупных книжных магазинов самообслуживания и привлечь клиентов.

          Технология RFID позволяет идентифицировать объекты без прямой видимости самого идентификатора с большого расстояния. Более того, RFID-считыватели позволяют одновременно считывать множество меток. Сам идентификатор - RFID-метка - может иметь различные формы исполнения. Одна из самых распространенных - т.н. умная этикетка или smart-label, представляет собой самоклеящуюся этикетку со встроенным RFID-чипом и антенной. Такие метки имеют небольшой размер (от 34 x 54 мм) и невысокую стоимость (от 0,28 евро за шт.).

          RFID этикетка может легко быть наклеена как внутри, так и снаружи книги или другого товара. Какие же преимущества дает применение данной технологии в книготорговле? Благодаря RFID можно существенно снизить затраты и повысить скорость приемки товара, а также повысить эффективность и значительно снизить время инвентаризации. Используя RFID, промаркированные товары можно считывать без вскрытия коробки. Процесс инвентаризации можно свести к прохождению мимо книжных полок с мобильным считывателем в руке.

          Выгодно ли применять RFID технологию, окупится ли ее внедрение и каким образом с помощью нее можно повысить эффективность работы крупного книжного магазина?

          Ответы на эти вопросы можно получить, рассмотрев примеры внедрения RFID в крупных европейских магазинах самообслуживания:

  •      Boekhandels Groep Nederland (BGN) - крупнейшая сеть голландских книжных магазинов, включающая в себя 42 магазина, расположенных по всей территории Голландии. Основной проблемой крупных магазинов являются ошибки при инвентаризации. В отдельные периоды точность инвентаризации в магазинах BGN составляла около 60%. Второй основной проблемой является длительность и трудоемкость приемки больших партий новых товаров. В 2006 году в одном из новых магазинов было решено использовать RFID-систему для учета товара и повышения уровня обслуживания. Благодаря внедрению RFID, появилась возможность практически моментального предоставления нужной книги покупателю, благодаря точным данным о наличии и расположении товара. В торговом зале были установлены информационные киоски, позволяющие самостоятельно просматривать наличие товара в реальном времени, аналогично интернет-магазинам. По прогнозам аналитиков компании, в результате внедрения RFID, увеличение продаж должно было достигнуть значения от 10 до 12%.

          Рассмотрим подробнее схему работы RFID-системы в данном магазине.

          Компания BGN получает 98% своих товаров от одного дистрибьютора, который перед отправкой заказа маркирует товар RFID метками. Сотрудники дистрибьютора сканируют штрих-код на задней стороне обложки каждой книги, и наклеивают RFID-метку. При этом ID метки привязывается к полному описанию книги в системе учета. Самоклеящиеся RFID-этикетки наклеивают как на сами книги, так и на упаковку, в которой они отгружаются. В коробку пакуется от 80 до 100 книг. Стоимость этикеток оплачивает BGN, но за работы по маркировке RFID-метками, дистрибьютор не взимает дополнительной платы, так как видит потенциал и выгоду от использования технологии RFID.

          После отправки груза, дистрибьютор высылает через Интернет предварительное уведомление об отгрузке, содержащее уникальные номера меток упаковок и самих товаров. По прибытии в магазин, весь товар пропускается через стационарные считыватели, которые считывают данные с меток. Далее, считанные идентификаторы сравниваются с полученными через Интернет данными. При несовпадении или недопоставке, выводится предупреждение. По фактическим данным в базу магазина приходуется товар.

          Во время подготовки к открытию магазина, возможность автоматического считывания каждой книги оказалась весьма полезной. 45000 книг были оприходованы всего за 3 дня. Без использования RFID приемка такого количества товара обычно занимала около 2-х недель.

          После открытия, ежедневный объем поставок снижается до 1000 книг в день, но использование меток не ограничивается только процессом приемки. RFID многократно облегчает инвентаризацию и определение местонахождения нужной книги при помощи мобильного считывателя.

          Информация о результатах инвентаризации становится доступна как персоналу, так и клиентам. 4 киоска в торговых залах позволяют покупателям искать нужные товары и определять их местонахождение в магазине. Персонал имеет доступ к той же информации со своих рабочих станций. Данные, полученные от RFID меток, могут быть использованы для автоматического извещения покупателя (например, по e-mail) о приходе заказанного товара. На POS-терминалах устанавливаются стационарные RFID-считыватели для считывания меток при продаже, а также для их деактивации (во избежание возможного считывания в других местах).

          К 2007 г. RFID-система была успешно внедрена в двух магазинах компании, и BGN начала следующий этап по развитию RFID-системы в своих магазинах. В магазине появились т.н. умные полки. Данная технология позволяет точно определять полку, на которой находится нужная книга. Первоначально умные полки расположили только в секции заказной литературы, чтобы ускорить процесс нахождения данных книг. Количество продаж книг на заказ составляет от 100 до 150 шт. в месяц.

          Клиент может заказать книгу при помощи киоска самообслуживания. При поступлении заказного товара, клиенту отправляется извещение на e-mail. После получения такого извещения естественное желание клиента - получить заказанную книгу как можно быстрее.

          В обычных магазинах существует проблема нахождения товаров, поставляемых на заказ. В данном случае лумные полки+ существенно облегчают данный процесс. Благодаря технологии TrueVUE возможно использовать всего один стационарный считыватель и множество антенн, что существенно снижает стоимость оборудования.

          В результате внедрения RFID, примерно за год, рост продаж у BGN составил 12% (в двух магазинах оснащенных RFID-системой), за счет привлечения клиентов скоростью обслуживания, точных данных о наличии товара и автоматизации обслуживания, наряду со снижением стоимости и времени приемки и инвентаризации товара. Руководство компании осталось более чем удовлетворено достигнутыми результатами и планирует развернуть RFID-систему во всех своих магазинах.

  •      Другой пример успешного внедрения RFID технологии в книжном магазине - недавно открытый в Португалии книжный гипермаркет компании Byblos. В данном магазине, RFID помогает отслеживать более 250000 наименований продукции: книг, дисков с ПО и видео. В новом магазине площадью более 4500 м2 были использованы самые передовые технологии для обеспечения максимального качества обслуживания клиентов.

          В торговом зале расположено 40 информационных киосков, оснащенных RFID-считывателями. При помощи них покупатель может получить полную информацию о товаре. На кассах установлено 14 RFID считывателей. Также в магазине реализована противокражная система. На выходе из магазина стоят RFID-порталы, оповещающие о попытке выноса не оплаченного товара.

          Основная идея нового магазина создание максимального комфорта для посетителей. Внедренная RFID система делает покупку книг удобной и приятной, благодаря легкому обнаружению необходимого товара. Информационные киоски обеспечивают быстрый и точный доступ ко всей необходимой информации о продукте. А процесс оплаты становится практически полностью автоматизированным.

          Рассмотрим подробнее, в чем заключается работа внедренной системы. При поступлении товаров используются 5 станций приемки, оснащенных сканерами штрих-кода и RFID-считывателями/энкодерами. Сначала сканируется штрих-код, содержащий ISBN (International Standard Book Number), находящийся на задней обложке книги. ISBN привязывается к наименованию товара, автору и краткому описанию в ERP-системе магазина. Далее товару присваивается EPC-код, который записывается в RFID-метку, которая наклеивается на товар. Затем, промаркированный товар, перемещается на склад через RFID-портал, который посылает считанную информацию в ERP-систему магазина. Таким образом, регистрируется поступление товара.

          После перемещения товара в торговый зал, RFID-идентификатор полки (все полки в торговом зале промаркированы RFID-метками) привязывается к EPC-коду товара во время инвентаризации, которая проводится 2 раза в день. Инвентаризация осуществляется при помощи мобильного RFID считывателя NordicID, который передает данные в ERP-систему через Wi-Fi.

          Если покупатель хочет получить дополнительную информацию о товаре, ему достаточно взять товар и поднести его к киоску самообслуживания. Встроенный считыватель получит идентификатор товара и выдаст на экран стоимость, название, автора и дополнительные сведения о товаре. При расчете покупатель выкладывает выбранные товары на прилавок рядом с кассой, а RFID-ридер считывает и выводит на экран покупателя и кассира все данные о товаре. После этого покупатель производит оплату и ему выдается чек.

          Клиенты, которые выходят из магазина, проходят мимо RFID-портала, который считывает все коды с выносимого товара. Если ID не прописаны в базе данных, как оплаченный товар, раздастся звуковой сигнал.

          Технология RFID фантастическим образом изменила управление магазином. Оплата, маркировка, учет, перестановка, рекламные акции - все эти процессы существенно упростились, благодаря данным о том, где товар находился, и где находится в данный момент времени. Внедрив RFID-систему в нашем магазине, мы смогли сократить размеры склада на 30% и снизить время ожидания на кассе на 65%, достигнув показателя надежности более 98%, - подвел итог Rui Gaspar, исполнительный директор компании Byblos.