Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

           WMS-система для складских распределительных центров  

     
Бурное развитие розничных сетей в России сегодня никого не удивляет. Более того, жесткая конкуренция на региональных рынках, куда стремительно ринулись не только российские, но и иностранные ритейлеры – вполне понятная и привычная на сегодняшний момент ситуация. Вместе с тем отечественная складская логистика неудержимо развивается, складские комплексы конкурируют не только по новейшему оборудованию, возможностям режимов хранения, но и по оснащению передовой системой управления складом (Warehouse Management System, WMS).

     Обычно по мере строительства распределительного центра и понимания бизнес-процессов обработки товаров компании объявляют тендер среди поставщиков подобного программного обеспечения, и тогда пуск «свежепостроенного» распределительного проходит параллельно с пуском выбранной WMS-системы.


Когда необходим распределительный центр?

     Схема, в соответствии с которой поставщики продукции развозят товары непосредственно по точкам продаж (рис.1), по мере расширения бизнеса в компании розничной сети рано или поздно перестает работать. Чем больше открывается магазинов, тем невыгодней становится развозить в них заказы напрямую от поставщиков. Число ходок и соответственно издержки на транспорт стремительно возрастают, процесс рискует стать неконтролируемым, материально- и ресурсозатратным. Тем самым для ритейлера все очевидней вырисовываются преимущества организации собственного распределительного центра, инвестиции в который окупаются в среднем за 5 лет.

    Когда у предприятий розничной сети есть свое, часто и не одно складское помещение или распределительный центр, цепочка поставок становится проще, ею легче управлять. Сюда поставляют товары от владельцев, здесь их сортируют в соответствии с потребностями розничной сети, и отсюда заказы отгружают в точки продаж на основании маршрутов (рис.2). Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд: налаженность бизнес-процессов внутри распределительного центра напрямую зависит от внедренной системы управления.

    Складское помещение чаще всего строят «на вырост». За те условные 5 лет, пока инвестиции в застройку будут постепенно окупаться, бизнес скорее всего еще вырастет, но на первых порах свободные складские мощности все равно необходимо использовать, чтобы получить максимальную выгоду от инвестирования в строительство, и тогда розничные сети выступают еще и поставщиками 3PL-услуг. Здесь уж никак не обойтись без WMS-системы, которая позволила бы компании в режиме реального времени четко отслеживать и управлять процессами движения и хранения товаров на складе. Некоторые системы для удовлетворения нужд 3PL-операторов содержат дополнительные модули – биллинг, весовой контроль сборки заказов и т. д.


В поисках подходов

     Вообще подходить к выбору WMS-системы для своего распределительного центра надо не только со знанием собственных внутренних процессов, но также с навыками аналитики и дальновидностью. Оценив перспективы работы распределительного центра, вы сможете понять, какие функции системы будут востребованы впоследствии и какие из предложенных на рынке решений такой функционал предоставляют.


Изучение рынка

     Сегодня рынок систем управления складом достаточно насыщен предложением. Вам могут предложить готовую WMS-систему или даже написать новую систему специально под потребности вашего складского комплекса. Последний вариант хотя и выглядит заманчиво, однако имеет свои подводные камни. Во-первых, данная разработка ресурсоемкая по всем направлениям, начиная от временных параметров и заканчивая трудозатратами. Отсюда и окончательная цена проекта, поэтому особое внимание необходимо уделить экономической целесообразности данной системы. И надо не забывать, что это будет «прототип» WMS-системы и первым его пользователем будете вы, что накладывает дополнительные риски при вводе данного продукта в эксплуатацию.

     На рынке готовых WMS-систем предлагают системы разных уровней и возможностей. Для точного выбора надо иметь четкое представление того, что же вы хотите – это позволит сэкономить время и выбрать максимально подходящую для ваших процессов систему.

     Для большей уверенности стоит оценить репутацию предлагаемого решения – были ли произведены внедрения в России, в мире? Каковы оценки этих внедрений и результаты (экономический эффект, возврат инвестиций и т. д.)? Какие компании выбирали данный продукт? Идеальный вариант – когда система «живая», т. е. в нее закладываются лучшие практики использования. Такая гибкость позволяет со временем убирать недочеты и вносить все новые и новые возможности, обновляя ее функциональность. Правда, стоимость таких систем, значительно выше, чем большинства предлагаемых на рынке. Однако разве дальнейший рост бизнеса не зависит напрямую от качества выбранного решения? Тем более что возврат инвестиций на WMS-систему такого уровня составляет от 3 до 5 лет.

     Безусловно, в каждом случае все индивидуально и определяется физическими параметрами склада, условиями хранения, количеством обрабатываемых заказов, оборачиваемостью товарных запасов, количеством товарной номенклатуры, особенностью учета партионных характеристик (например, организация оборачиваемости по сроку годности) и т. д. Так, для распределительного центра с ячеистым хранением площадью от 5 тыс. м2, числом номенклатурных позиций от 500, числом заказов от 100 и средней оборачиваемостью товарной позиции 6 дней выгоднее всего выбирать из передовых WMS-систем с учетом расширенного набора функций и будущего роста бизнеса.

     Определившись с репутацией и опытом внедрения системы, следует наложить на нее матрицу своих потребностей – составленный заранее список задач, которые она должна будет решить. Ведущие компании розничной сети, крупные 3PL-операторы подходят к оценке решения по управлению складом с особой тщательностью, понимая все преимущества правильного выбора. Так, в компании Party Logistic Engineering создана специальная команда проекта внедрения, в которую вошли IT-специалисты, эксперты по логистике, складскому учету и обслуживанию клиентов. Они составили ABC-список, включающий в себя 50 функций по основным видам складской активности. Категория «А» предполагала 29 самых важных и необходимых функций, «В» – 11 полезных функций и «С» – 10 интересных и перспективных. Кроме того, системы оценивались с точки зрения возможностей локализации системы, способности вендора оказывать поддержку системы в режиме «горячей линии», дружественности интерфейса и т. п.: весь этот список дополнительных требований состоял из 17 пунктов.

     Чем детальней проведен анализ необходимого функционала системы, тем меньше доработок она потребует впоследствии. Слияние бизнес-процессов и возможностей системы – идеальный вариант. Однако зачастую приходится подстраивать некоторые свои внутренние процессы под функциональность системы, и это является плюсом в единственном случае – когда в WMS-систему заложены лучшие практики ее использования. Тогда подобная «подстройка» может только улучшить работу РЦ и сделать ее более эффективной.


     Таким образом, можно составить пирамиду оценки WMS-системы:


WMS-системы для розницы

     В розничных сетях к системе управления складом предъявляются еще и другие, дополнительные требования, например:

  • система должна находить для каждой принятой единицы товара оптимальное место хранения с учетом объемных, весовых ограничений, оборачиваемости товара, условий хранения, соседства других товаров, ограничений используемого при размещении оборудования, например высоты, на которую погрузчик может поднять паллету;
  • приемка товара должна осуществляться с помощью сканирования штрих-кодов на паллете, коробке или единице товара (причем штрих-кодов для одного товара может быть несколько);
  • при приемке товара необходимо контролировать качество, блокировать партии бракованного товара, взвешивать товар (весовой);
  • маршрут комплектовщика при сборке заказа должен быть оптимальным – получая задания на комплектацию, он последовательно перемещается от одной ячейки к другой по одному проходу, затем по следующему. А при комплектации заказа система так распределяет товары по паллетам (или коробкам), которые могут быть разного размера, чтобы соблюсти ограничения по весу, объему;
  • необходимо обеспечить возможности планирования комплектации заказов с учетом количества товаров в ячейках отбора, пополнения их и зоны хранения, а также оптимизации процесса комплектации (консолидация заказов, разделение одного заказа на несколько человек, учет загрузки комплектовщиков, ограничение используемого оборудования и зоны и т. д.);
  • система должна производить специальную обработку всех отгружаемых товаров, сборку праздничных наборов и подготовку товаров по рекламным и промоушн-акциям;
  • необходимо обеспечить поддержку операций кросс-докинга с возможностью резервировать и комплектовать товары в заказы на отгрузку непосредственно из зоны приемки и отправлять принимаемые паллеты без размещения их на склад.

Экономический эффект от внедрения WMS-системы

     Как мы уже говорили, сроки возврата инвестиций в WMS-решение для РЦ составляют в среднем 3...5 лет. За счет чего достигаются такие показатели и каковы примеры реальных внедрений?

     Внедрение WMS приводит к повышению общей эффективности работы склада и значительной экономии финансовых средств. Направления повышения эффективности следующие:

  • увеличение производительности складских процессов;
  • увеличение выручки распределительного центра от тарифных выплат, если часть площадей используется для предоставления 3PL-услуг;
  • оптимизация использования складских площадей;
  • увеличение производительности без увеличения количества персонала, а зачастую даже сокращение персонала;
  • оптимизация работы складского оборудования;
  • снижение эксплуатационных расходов на оборудование;
  • уменьшение технологических потерь товара на складе;
  • увеличение количества скомплектованных заказов;
  • повышение качества обслуживания клиентов (точности комплектации заказов);
  • сокращение рекламаций;
  • сокращение отказов от заказа;
  • сокращение запасов;
  • увеличение числа своевременных отгрузок;
  • повышение качества складских операций.

За счет чего происходит экономия по указанным позициям?

     Прежде всего снижаются трудовые затраты, сотрудник распределительного центра уже не является уникальным носителем знаний о внутренних складских процессах. Именно система WMS берет на себя данную функцию. Почему это дает экономический эффект? Во-первых, сотрудник распределительного центра при размещении товара склонен ставить его туда, куда ему удобней, а не откуда удобней будет забирать товар при сборке заказа.

     Помимо этого, чем больше опыта появляется у сотрудника, тем он становится более высокооплачиваемым. Увольнение такого специалиста влетит компании в копеечку – поиск и обучение нового работника забирает немало средств и времени. Точность приемки товара, пополнения ячеек, отбора товара сильно страдает от человеческого фактора. Если генерирует заказы не система, то работает бумажная технология распределения заданий и отчетности, что также сильно влияет на итоговую и промежуточную информацию, ее точность и качество. Когда на склад или распределительный центр внедряется WMS-система, она берет на себя функции руководителя, специалиста учета складских операций, специалиста по логистике в целом и сама распределяет задачи между работниками.

     Система управления – это не голова сотрудника склада, пусть даже очень опытного, имеющего прекрасную память. Система имеет возможность параллельно анализировать многие и многие внутренние процессы и тут же управлять изменениями, грамотно руководить сотрудниками склада в процессе назначения задач на выполнение операций. Проведение инвентаризаций также становится менее ресурсозатратным. Теперь не требуется полная остановка работы распределительного центра, достаточно проводить частичные инвентаризации, во время которых блокируются лишь инвентаризируемые части склада. Соответственно компания имеет возможность серьезно сократить издержки, возникающие в связи с простоем распределительного центра. С помощью использования WMS-системы сокращается количество ошибок при комплектации, а значит, происходит меньше отказов. Оптимизация процесса комплектации ведет к ускорению выполнения заказов, что также ведет к повышению прибыли. Оборудование распределительного центра используется по назначению оптимально, следовательно, износ складского оборудования, которое стоит весьма недешево, значительно меньше, что опять же ведет к сокращению материальных затрат компании.

     Сокращение запасов за счет оптимизации работы внутри складского комплекса, полный контроль хранящегося товара, в особенности скоропортящегося, также значительно снижают издержки компании. Вывод напрашивается сам собой: если у вас возникла серьезная потребность в организации распределительного центра, о выборе и покупке WMS-системы необходимо подумать заранее.


Обратиться к менеджеру

Источник — «http://pl-e.ru/w/WMS»