Материал из PL Engineering
Анализ деятельности предприятия ресторанного бизнеса
Обратиться к руководителю проектов автоматизации предприятий ресторанного бизнеса
Анализ деятельности предприятия ресторанного бизнеса раскладывает ресторан на молекулы и атомы и выявляет проблемы и недоработки в операционной деятельности: анализ постоянных и переменных издержек, меню и барной карты, наценки, чеки, гостей и их поведение, маркетинговую активность, дисконтный и бонусный клуб, качество работы персонала, конкурентное позиционирование ресторана – совокупно более 200 показателей деятельности.
Что конкретно дает анализ деятельности предприятия ресторанного бизнеса?
Результат комплексного анализа позволит:
- внести изменения в меню: убрать лишние позиции и добавить недостающие, ликивидировать ценовую и смысловую конкуренцию блюд, правильно отрегулировать выход блюд в граммах, отрегулировать наценки на блюда, ввести стимулирующие акции и предложения, точно соответствующие ожиданиям разных групп гостей;
- разумно сократить издержки, списания сырья, ликвидировать недовложения в тарелку гостя, оптимизировать качество блюд за счет изменения алгоритма производства заготовок;
- заставить заработать систему лояльности гостей через оптимизацию бонусного или дисконтного клуба, увеличения частоты посещаемости гостей;
- четко определить концепцию вашего ресторана глазами гостя, провести анкетирование гостей, внедрить ранжирование групп целевой аудитории, предложить каждой группе оптимальное соотношение цены и качества;
- внедрить постоянную систему введения специальных предложений по бару и кухне, переходящих в основное меню после апробирования гостями и АВС – аналитику.
Что именно анализируется из деятельности предприятия ресторанного бизнеса?
- Количество гостей, разбивая их на группы и подгруппы по мотивам посещения и степени удовлетворенности вашим предложением (меню), анализируя время посещения, дни недели, зависимости и закономерности в поведении гостей;
- Меню, разбивая его на группы и подгруппы корреляции (закуски, салаты, горячие блюда и т.д.), анализируя структуру потребления (что с чем едят, пьют и т.д.), временные, количественные и качественные параметры;
- Чеки и заказы, разбивая их на ранги и отслеживая степень лояльности, платежеспособности, особенности группового и индивидуального посещения;
- АВС анализы продаж блюд по объему продаж (валовый АВС-анализ), количеству блюд (количественный АВС), выявляющие конкуренцию между блюдами в меню, позиции- аутсайдеры, неправильные наценки, выходы блюд, ошибки в ценообразовании и т.д.;
- Поток чеков гостей, что позволяет ранжировать чеки, точно определять степень соответствия меню концепции заведения, выявлять конфликты различных аудиторий и т.д.
Методология анализа
1. АВС – анализ
- Дорогое или дешевое меню в глазах гостей.
- Зарабатываем ли мы на хитах продаж?
- Являются ли они хитами, потому что они дешевы?
- Какие позиции приводят к списаниям продуктов?
- Какие позиции ухудшают качество блюд?
- Какие группы продуктов пользуются наибольшим спросом?
- Какие не пользуются, почему?
- Какие блюда конкурируют друг с другом и лишают нас дополнительной прибыли?
- Соответствует ли меню исходной концепции заведения.
- Кто мы? – Ресторан «аля карт», ресторан выходного дня, ресторан «бизнес-ланчей» и т.д. Что с этим делать?
- Выгодны или не выгодны банкеты (от 10 человек)?
- Нужно ли развивать это направление?
- Что пьют в нашем заведении?
- Почему пьют именно эти напитки?
- Сбалансированы или нет наценки на блюда?
- Нет ли упущенной выгоды?
- Соответствуют ли наценки по группам блюд (салаты, закуски, супы и т.д.) стандартам по отрасли?
- С удорожанием цен на продукты, реагируем ли мы ценами меню? (Не получается ли так, что цена не растет, растет себестоимость и мы с каждым днем зарабатываем меньше и меньше?)
- Какие позиции нужно вывести из меню и по каким причинам?
- Какие позиции нужно ввести в меню?
- Какова идеальная картина продаж? Ответ: Рейтинг блюд по количеству, наценке и объему продаж равен друг другу.
- Анализ продаваемости блюд внутри товарных групп – «кондитерка», «горячие напитки», «алкогольные коктейли», «крепкие напитки» и т.д.
- Степень популярности блюд по типам – закуски, салаты, первые блюда и т.д. Позволяет выявлять блюда, которые должны быть простимулированы к продаже через систем апселлинга официантами.
2. Анализ потока чеков
- Ранжирование гостей по различным признакам: сумма чека на гостя, длительность посещения заведения, частота посещения (в случае наличия дисконтного или бонусного клуба).
- Что гость ел и пил и в каком сочетании.
- Количество съеденных блюд и выпитых напитков.
- Ранжирование чеков.
- Диапазон чеков по группам (свидетельствует о платежеспособности аудитории, резерве увеличения наценки и цены).
- Обороты стола в привязке к времени суток, будним дням, выходным, праздникам (свидетельствует о популярности зон, столов, о общем уровне загрузки заведения и предлагает корректирующие действия).
- Показатель ЧЧЧ-«чек-человек-час» свидетельствует о качестве работы официантов и администраторов, показывает различие в группах аудитории. Выявление золотого ядра аудитории, которое приносит 50% и 30% выручки заведения. Дает понимание того, какой продукт в меню и услугах должен быть основным. Дает эффективность работы специальных предложений, акций, маркетинговых мероприятий, отслеживает эффективность вложений в рекламу и продвижение.
- Количество гостей в чеках. Показывает ранги одиночных, парных, трио-посещений, количество чеков на компании гостей.
- Определение выручки по столам и эффективности работы зон, выручка на кв. метр зала. Дает возможность трансформировать зоны и модернизировать зоны, регулировать набор столов (двойки, тройки, четверки и т.д.).
- Анализировать чеки с сточки зрения структуры купленных блюд. Дает понимание «хитовых» двоек и троек блюд. Дает информацию для правильного составления акций и специальных предложений. Позволяет разрабатывать стратегию увеличения среднего чека. Позволяет сформировать план продаж по блюдам, план производства для кухни и план закупок с 90% вероятностью совпадения
3. Анализ выручки заведения
- Анализ выручки по зонам зала.
- Анализ выручки в разные периоды с выявлением и объяснением закономерностей.
- Анализ структуры выручки по товарным группам.
- Коэффициенты корреляции товарных групп по выручке.
- Дает определение соответствия стандартам концепций и форматов согласно российской и международной практике.
- Дает расчет коэффициента адекватности ценового предложения.
- Анализ выручки в динамике отчетных периодов, анализ плана и факта.
4. Анализ маржинальности
- Маржинальная прибыль на кв. метр зала.
- Выявление полной себестоимости блюд с отнесением косвенных издержек на 1 кг блюда.
- Составление рангов блюд по полно себестоимости.
- Принятие решения о наценке на блюда с учетом трудоемкости и полной себестоимости.
- Назначение плановых нижних и верхних пределов наценки по группам блюд. Дает понимание порогов себестоимости блюд для шеф-повара.
5. Анализ структуры постоянных и переменных издержек
- Аренда, коммунальные услуги, ФОТ, бонусы и премии, эксплуатация, бой посуды, услуги сторонних организаций и т.д.
- Анализ на предмет соответствия стандартам отрасли.
- Выявление резерва оптимизации по фот, F&B cost.
- Какие проблемы решает выполнение Анализа работы предприятия ресторанного бизнеса?
- Упущенная выгода в меню – «дешево продаем»
- Упущенная выгода – «дорого продаем»
- Несбалансированный выход блюд
- Конкуренция блюд в меню
- Лишние позиции в меню
- Мы продаем невыгодные позиции
- Официанты плохо продают
- Отсутствует план закупок, неупорядоченные закупки
- Большие списания сырья и готовых блюд
- Низкая мотивация официантов
- Лишние повара на кухне
- Хороший оборот, но маленькая прибыль
- Получаем отчетность спустя 2 недели после окончания месяца
- Не бьются остатки
- Выручка неизменна, а прибыль падает
- Неконтролируемый рост зарплат или завышенный ФОТ
- Гости заказывают 1-2 блюда вместо 3-4
- Мало гостей с понедельника по четверг
- Мало оборотов стола в день
- Высокие закупочные цены на продукты
- «Мертвые зоны в зале» - плохо продаются некоторые столы и зоны
- Много одиночных посещений и мало групповых
- Мы не очень ориентируемся в ценах на рынке конкурентов
- Много девушек «долейте кипяток в чайник» и юношей-«три бокала пива»
- Мало пьют крепкого алкоголя
- Различные целевые группы сталкиваются лбами
- Официанты уходят из-за маленького чая
- Мало едят десерты пьют чай и кофе меньше чем хотелось бы
- Мало пьют кофе
- Управленческий учет «не дружит» с бухгалтерским
- Вас несвоевременно информируют о проблемах – «тушим пожар бензином»