Материал из PL Engineering
Информационные технологии в медицине
Обратиться для покупки или консультации к менеджеру
Наконец-то праздники прошли, начались рабочие будни и хотелось бы пообщаться о медицине в России и за рубежом, пристальное внимание уделив внедряемым информационным технологиям.
Мы непрерывно сравниваем себя с Америкой: то кукурузу сажаем, то меняем систему выпускных экзаменов. А вот удачные начинания пропускаем мимо. При повальной компьютеризации государственных учреждений и наличии Интернета у нас нет ни электронных карточек, ни единой базы лекарств с подробными сведениями. Поэтому наши специалисты работают «на запад», а в России деньги из бюджета города и страны «осваиваются» и оседают в чьих-то больших карманах.
В плане IT язык не повернётся сказать словами нашего популярного сатирика "Ну тупые эти Американцы". После реформы здравоохранения в США была разработана обширная компьютерная программа, позволяющая вести не просто электронную карточку на каждого обратившегося за помощью, а создать огромную базу данных пациентов. Нововведение пошло на пользу как пациентам, так и персоналу. У каждой медсестры появилась личная электронная подпись, по которой придя на работу и открыв программу были видны все задачи на день: какие лекарства необходимы каждому из пациентов, какие назначения есть от врача, кроме того, есть подробности по каждому клиенту клиники. Например, если это психиатрическая лечебница, то программа предупредит медсестру о том, что больному по фамилии Смит нельзя давать лекарство в зеленых тюбиках, потому что он считает их опасными для жизни.
Мало того: в американских госпиталях каждый укол, прием таблеток, капельницы сканируются и записываются в уже упомянутую программу. Ошибиться при этом невозможно, сканер считывает название и дозировку, если заданное и считываемое не совпадает — система выдает ошибку. Дав лекарство, сестра отмечает реакцию пациента на препарат в программе, и это помогает врачу своевременно корректировать терапию. Записи крайне пунктуальны, можно отследить действия любой из медсестер за все время работы, можно узнать, какое лекарство вкололи человеку 5 лет назад 14 сентября в 9 утра. При каких-либо проблемах центрального сервера программы она начинает работать в автономном режиме, сохранив все данные и настройки — очень высокая степень надежности гарантирует то, что пациенты будут обеспечены всем необходимым вовремя несмотря ни на что.
В электронную карточку человека записываются все данные о нем: какие болезни перенес, в каком возрасте, какой пульс и какое давление были при поступлении в больницу три года назад, какие лекарства назначены в стационаре, какие следует принимать постоянно, дозы при амбулаторном лечении и тому подобные сведения. Если понадобится, то документы моментально пересылаются между клиниками и госпиталями страны. Есть и самая крупная база, распространенная по всей стране: она собирает данные из других баз и может быть полезна для всех медиков. В ней подробно описаны все заболевания, методы лечения, опыт применения тех или иных лекарств при аналогичной болезни, реакция пациента, при спорных моментах выдается процентное соотношение врачей, которые поступали тем или иным образом в сходных случаях.
Нам в России пока о таком можно только мечтать, хорошо, если в больницу положили по знакомству или повезло с медсестричкой. А если нет, лежи — терпи. Неудивительно, что соотечественники предпочитают заниматься самолечением, искать советы в Интернете, а как только появляется финансовая возможность идти в платную клинику или вовсе поправлять здоровье за границей.Ремонт в некоторых наших поликлиниках таков, что без декораций смело можно снимать фильм ужаса. В очереди можно простоять столько же, сколько в Московской пробке, хамоватые медсестры в окошках регистратуры и бумажные карточки с подклеенными листочками, разваливающиеся от времени эстетично дополняют всеобщий хаос. А ещё врачи, которых со всех сторон обложили своей рекламой представители фармацевтических компаний, врачи, которые зачастую прописывают лекарства, не думая о том, насколько они подходят конкретному пациенту исходя из его анамнеза, врачи, старающиеся как можно быстрее отвязаться от больных.
И ведь россияне тоже могли бы рассчитывать на хотя бы частичную автоматизацию процессов в больницах. Средства на такие разработки есть — это подтверждает то, что, несмотря на мировой кризис, бюджет нацпроекта «Здоровье» практически не был урезан. Но что толку? В официальных СМИ кричат об успехах, массовых открытиях разнообразных «центров здоровья», но в Петербурге обычное посещение врача в поликлинике или уж тем более попадание в больницу сразу показывает все успехи отечественного здравоохранения.
Более того, Минздравсоцразвития не так давно публиковало заявку на конкурсное создание социальной сети для медперсонала, где 55 млн. рублей пошли бы на уникальнейший контент, а компании, выигравшей тендер, давалось бы всего лишь 16 дней на реализацию. Слава богу, «освоить» бюджет им не удалось, так как конкурс был отменён из-за массового общественного недовольства в блогосфере.
Единственный признак информатизации сейчас — киоски самозаписи, а также сайт, который обеспечивает по желанию пациентов удалённое предварительное резервирование врачебных приёмов в муниципальных поликлиниках и на дому, в областных больницах по направлению лечебных учреждений, а так же в коммерческих клиниках.
За пять лет в проект вложено 590 миллиардов рублей, конкретно в 2010 году — 142 миллиарда. В 2010 году деньги предполагалось потратить на профилактику и борьбу с такими инфекциями, как туберкулез, гепатиты В и С, ВИЧ. Когда же в приоритетные направления попадет и информатизация ЛПУ? Ведь это значительно снизило бы расходы в перспективе: не нужны будут большой штат регистратуры, огромное количество бумаги для ведения всех бюрократических записей, уменьшится количество врачебных ошибок, прекратится потеря карточек и историй болезни. Вообще в масштабах нашей огромной страны переход на полную компьютеризацию медицинских учреждений — единственная возможность оказывать достойную врачебную помощь людям.