Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

         Информационные технологии в современном магазине

Обратиться для покупки или консультации к менеджеру


          Каких ИТ-решений не хватает российскому ритейлу и сколько денег компании розничной торговли готовы потратить на автоматизацию в 2011 г. ?

          История вопроса

          Современные ERP-системы появились на рынке ИТ-решений в конце 70-х гг. и первоначально были ориентированы на крупные промышленные предприятия. Ведь только индустриальные гиганты могли выделить достаточно человеческих и денежных ресурсов на столь масштабный проект.

          Однако с насыщением рынка ИТ-решений в середине 80-х гг. разработчики обратили внимание на предприятия среднего и малого бизнеса, в том числе розничную торговлю. С начала 2000-х годов стали появляться специализированные ERP-системы для ритейлеров, разработанные ведущими международными игроками SAP, Oracle и Microsoft. Они позволяют автоматизировать управление товародвижением, управление магазином, а также планировать деятельность компании.

          Российская розница начала испытывать потребность в автоматизации бизнес-процессов на базе единой информационной системы в начале 2000-х гг. - параллельно распространению формата самообслуживания и становлению сетевой торговли.

          Кто на чем "сидит"

          Среди первой десятки российских ритейлеров самой популярной ERP-системой является SAP. Ее используют Х5 Retail Group, «Ашан», Metro Cash & Carry, «Эльдорадо», «М.Видео», «Лента», «Евросеть». «О'кей» использует Microsoft Dynamics AX, «Магнит» - систему собственной разработки.

          Представительства международных компаний («Ашан», Metro Cash & Carry) начали работать в SAP, так как это решение используется в их центральных офисах. Российские ритейлеры зачастую начинали с самописных систем и переходили на более крупную ERP либо по мере роста масштаба бизнеса (“Лента”, “О'кей”), либо при выходе на биржу (Х5 Retail Group).

          Ритейлеры, занимающие в рейтинге Rm 10-30 места, используют ERP-системы SAP for Retail (“Уютерра”, “Техносила”), Microsoft Dynamics AX (“Кей”), Oracle Retail (“Детский мир”, “Аптечная сеть 36,6”), 1С (“Вестер”), системы управления товародвижением Avarda, GESTORI Pro и др., а также самописные системы.

          Для автоматизации точек продаж некоторые ритейлеры используют отдельные системы - SET Retail, NTSwincash, «1С-Рарус: Магазин» и т д.

          Чего ритейл хочет от ИТ

          Сейчас без информационных технологий не может обойтись ни одна розничная компания. С этим утверждением согласны и предствители ИТ-компаний, продвигающий свой продукт, как сами ритейлеры. Однако мнения о том, насколько предложение удовлетворяет спрос расходятся.

          Так в компании SAP считают, что крупные ERP-системы, настроенные под бизнес-процессы конкретной компании, способны удовлетворить ее потребности на 98%. Ритейлеры, использующие такие системы, часто разделяют это мнение, но подчеркивают, что внедрение ERP стало для них серьезны испытанием на прочность. “По статистике внедрение новой учетной системы переживает не более 50% компаний. Половина проектов умирали при переходе”, - отмечает Иван Куц, генеральный директор “Закажи 24”.

          По словам Андрея Шарака, директора департамента по работе с крупной розницей российского представительства компании SAP, спрос на такие системы среди ритейлеров будет расти по мере органического роста сетей и поглощения региональных компаний крупными игроками

          Между тем, на российском рынке ИТ-решений нет систем, которые бы удовлетворяли потребностям небольших сетей, которые занимают значительную долю рынка в неконсолидированных сегментах розничной торговли, считает Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc. (сети "Гастрономчикъ", "ПродЭКО" и др. проекты).

          По его мнению, такие зарубежные разработки, как SAP, Microsoft Dynamics AX Oracle Retail в большей степени предназначены для крупного бизнеса. “Для небольших сетей такой функционал не требуется, а покупка лицензий и плата за техническую поддержку им просто не по карману. В российских системах интерфейс чрезвычайно не дружественен, какой-нибудь бабе Мане разобраться в них очень сложно”, - отмечает он.

          Тем не мнее, автоматизация нужна ритейларам независимо от объемов бизнеса. “Информационные технологии – это всегда сокращение трудозатрат, а следовательно экономия издержек”, - подчеркнул Дмитрий Потапенко.

          Что дальше?

          По мнению Андрея Шарака, директора департамента по работе с крупной розницей российского представительства компании SAP, одним из главных трендов следующих 10 лет будет появление на рынке специализированных решений для разных сегментов розничной торговли – DIY, FMCG, аптек и так далее.

          “Зарубежный ритейл сейчас переживает бум интеграции crm-решенийс социальными сетями. Чуть позже это придет в Россию. Также по мере консолидации рынка начнутся ценовые войны, поэтому будет расти потребность в решениях для гибкого ценообразования. Будут популярны и системы для обмена данными с поставщиками”, - добавил он.

          По мнению аналитиков компании IDC, в ближайшие годы продолжит набирать популярность ИТ-аутсорсинг. «Это результат кризиса и порожденного им рационального подхода компаний к расходам на ИТ. Компании стараются отдать внешним партнерам непрофильные для себя направления деятельности по разработке и поддержке информационных систем, обработке данных и обслуживанию инфраструктуры», - отмечают исследователи. По оценке IDC рынок одной из разновидностей ИТ-аутсорсинга - «облачных» вычислений, рос в кризисном 2009 г., и в 2010 г. - на 140% в год.

          Большинство ритейлеров, принявших участие в опросе на Retailer.RU, отметили, что хотели бы автоматизировать, в первую очередь аналитическую отчетность (15%) и управление выкладкой (15%).

          По мнению Олега Вайнберга, это означает, что большинство ритейлеров навели порядок в управлении товародвижением, складом и разобрались с учетом и отчетностью. “Однако, это выборка из посетителей портала, то есть наиболее ИТ-продвинутых компаний”, - подчеркнул он.

          Дмитрий Потапенко считает, что подлинным прорывом в автоматизации розничной торговли стало бы появление недорогих решений для небольших сетей и отдельных магазинов. “Если какая-нибудь “борзая” ИТ-компания напишет что-то доступное и удобное на открытом коде, она займет рынок”.

          Сколько ритейлеры готовы тратить на ИТ

          В нашем опросе мы просили ритейлеров обозначить желаемые ИТ-решения при условии, что на их внедрение имеется безграничный бюджет. Однако в реальной ситуации выбор обусловлен имеющимися ресурсами.

          «Сколько будет стоить порядок, и не дешевле ли оставить беспорядок?», - так, по мнению Олега Вайнберга, должно выглядеть рассуждение ритейлера при выборе того или иного ИТ-решения.

          По подсчетам исследовательской компании IDC, рынок ИТ-услуг в 2010 г. вырос на 25% по отношению к 2009 г., однако докризисных показателей пока не достиг. Причем обеспечили этот рост, в первую очередь, банки. Розничные сети, по затратам на ИТ, оказались, на четвертом месте после госсектора и телекоммуникационных компаний.

          Так, по словам Олега Вайберга, в компании “Компьютр-Центр “Кей” расходы на ИТ в 2010 г. были снижены в три раза. “Впрочем, у нас нет, как такового, ИТ бюджета. Если надо - тратим. А крупные проекты обсуждаются советом директоров.

          В 2011 г. у ритейлера один ИТ-проект - рестайлинг сайта и интернет-магазина. “В ближайшей перспективе возможно внедрение систем бюджетирования, электронного документооборота, улучшение управления торговым пространством и ассортиментом”, - рассказал ИТ-директор.

          В компании Finn Flare в 2011 г. планируют увеличить затраты на ИТ в два раза. «На этот год мы запланировали внедрение 1C:УКФ для финансового департамента, 1С:Розница - для франчайзи, перевод оптового отдела центрального офиса на 1С:УТ, обновление PDM GERBER и автоматизацию представительства в Украине.

          В DIY-сети “Бауцентр” ИТ-бюджет 2010 г. не высрос по сравнению с 2009 г., однако в 2011 г. он увеличится на 27 %. “При этом в относительном исчислении по отношению к выручке компании процент все время падает”, подчеркнул Алексей Затопляев, директор по информационным технологиям “Бауцентр Рус".

          “Мы пытаемся по максимуму внедрить в жизнь функционал, заложенный в систему Avarda.RetailNetwork for DIY, внедрение которой закончили в 2010 г. – запуск бонусной программы, развитие функционала WMS-модуля, управление цепочками поставок. Но это скорее продолжение ранее начатой работы. Никаких новых проектов в области ИТ пока не планируется. В 2011 г. мы собираемся сменить платформу для своего корпоративного портала на 1С-Битрикс. Естественно, с расширением возможностей, заложенных в новую разработку, -рассказал он.

          В сети магазинов для детей и будущих мам «Кенгуру» расходы на ИТ в 2010 г. выросли на 10%, в 2011 г. они увеличатся еще на 15-20%. «В настоящий момент запущены проекты по автоматизации управленческой отчетности. В мае-июне запускаем проект по созданию интранет-портала для салонов и филиалов, в следующем году будем скорее всего переводить все подразделения на ip-телефонию», - пояснил Дмитрий Егоров, директор по информационным технологиям ГК «Кенгуру».

          В сети “Вестер” ИТ-бюджет в 2010 г. остался на уровне 2009 г. Прогноза на 2011 г. компания не предоставила. По словам ИТ-директора ГК “Вестер” Геннадия Беседина, среди запущенных ИТ-проектоа – автоматизация управленческиого учета и запуск интернет-продаж.

          По подсчетам IDC, расходы компаний на ИТ, сильно упавшие из-за кризиса (в среднем 0,8% от выручки), в 2010 г. выросли в среднем на 0,87%.

          Причем, если количество заявленных проектов достигло докризисного уровня, однако эти проекты стали менее затратными. По мнению аналитиков IDC, после экономического кризиса в ИТ перестали видеть средство повышения капитализации и репутации компании. “Теперь от современных технологий ждут ощутимого для бизнеса результата. Причем как можно быстрее и за минимальные деньги”, - комментируют в IDC.

          У пережившего кризис ритейла возродился прежний интерес к ИТ, который, однако, приобрел новое качество.

          На смену многочисленным докризисным амбициозным проектам по комплексной автоматизации, при запуске которых помимо рациональных зачастую принимались в расчет также и соображения престижа, пришли другие - более точечные, продуманные, направленные на конкретные улучшения и быструю окупаемость. О том, какие ИТ в фаворе у торгового сектора, а также о перспективах информатизации ритейла и текущих проблемах отрасли, говорили участники конференции "ИТ в торговле: инновации для роста", организованной CNews Analitycs и CNews Conferences.

          Отечественным торговым сетям по-прежнему небезразличны новые тренды и технологии, приходящие к нам из-за рубежа. Однако выкладывать деньги за модные Future Store, Self-Checkout, Smart Shopping, RFID и пр. основная масса представителей отечественной отрасли, в которой, несмотря на окончание кризиса, еще продолжается череда банкротств и сделок M&A, видимо не спешит. Экономический кризис убедил многих в том, что на рынке ритейла нельзя просто пойти и купить готовые конкурентные преимущества у ИТ-вендора с громким именем - даже за очень большие деньги.

          Александр Артюхов, ИТ-директор ТД "Копейка": Несмотря на определенное сопротивление персонала изменениям, удалось перевести всю торговую сеть на систему автозаказа

          Очень похоже на то, что желание делать "умные покупки" появилось в наши дни не только у многих покупателей, но и у самих ритейлеров, которые стали более опытными, искушенными и разборчивыми потребителями ИТ, хорошо осознавшими тот факт, что большая сумма инвестиций в ИТ-систему сама по себе вовсе не гарантирует окончательного успеха автоматизации и роста масштабов бизнеса. Возможно, по этой причине неподдельный интерес у представителей российской розницы взывают сегодня те презентации ИТ-разработчиков и внедренцев, в которых слово "инновация" чередуется с "эффективностью", "ускорением товарооборота" и "сокращением издержек".

          Тем не менее, период жесткой экономии на ИТ в торговой отрасли постепенно остается в прошлом, а у ИТ-компаний накопилось немало интересных предложений, которые должны помочь отечественным ритейлерам возобновить и поддержать рост их бизнеса.

          Большинство крупных сетей сегодня ведут работу по масштабному описанию своих бизнес-процессов, однако это зачастую не приносит должного эффекта, поскольку ключевым моментом в построении полноценной системы процессного менеджмента на торговом предприятии и быстром наращивании им конкурентных преимуществ является фактор скорости внедрения необходимых изменений в реальные, а не нарисованные в виде схем, бизнес-процессы.