Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

              Классификация предприятий торговли

Обратиться к руководителю проектов автоматизации розничной торговли


     Торговый центр - это совокупность предприятий торговли, услуг, общественного питания и развлечений, подобранных в соответствии с общей концепцией. Торговый центр расположен в специально спланированном здании (или комплексе зданий), находящемся в профессиональном управлении и поддерживаемом в виде одной функциональной единицы. Торговые центры различают:

  • микрорайонные (convenience centers)
  • районные (neighborhood centers)
  • окружные (community centers)
  • региональные (regional centers)
  • суперрегиональные (super regional centers)

     Площадь торговых центров варьируется от 1000 кв.м. до 100 000 кв.м.


     Молл (от английского "mall" - аллея) - вариант торгового центра, большая, обычно, крытая территория, на которой расположено множество торговых предприятий и не разрешается въезд автомобилей. Основу молла, как правило, составляет ряд крупных магазинов, называемых якорями. Они соединены между собой крытыми галереями, в которых располагается множество небольших магазинов, ресторанов, кафе, парикмахерских, химчисток, кинотеатров. Галереи замкнуты в кольцо, по которому проходит покупатель. 


     Фуд-корт или ресторанный дворик - специальная часть торгового центра, в которой расположены несколько кафе, заведений фаст-фуд и ресторанов. Наличие фуд-кортов в современных торговых центрах становится обязательным и само собой разумеющимся. Фуд-корт является инструментом, способным провести покупателя через всю торговую галерею. Для этого фуд-корты располагают, как правило, на последнем этаже, куда покупатель может добраться, мотивируя иногда лишь желанием перекусить. Количество операторов фуд-корта зависит от размеров торгового центра и его месторасположения. 


     Гипермаркет - очень большой продовольственный и универсальный магазин с площадью зала от 3 000 кв.м. и площадью склада от 1 000 кв.м. В гипермаркете обычно 75% от торговой площади отводят для общих товаров. При этом доля продовольствия в общем объеме продаж составляет 60%. Гипермаркет обладает рядом особенностей: 

  • специальная ценовая политика
  • большое количество собственных производственных цехов
  • широкий ассортимент продукции, содержащий 30 000 - 55 000 позиций
  • до 10 000 покупок в день
  • месячный оборот около $7 000 000
  • комплексные системы управления торговым залом, включающие 25 - 40 кассовых узлов
  • персонал численностью около 900 человек


    Супермаркет - магазин самообслуживания, предлагающий полный ассортимент бакалейных и мясных продуктов, площадью от 400 до 1500 кв.м. Складские помещения супермаркета занимают от 250 до 600 кв.м.

    Особенности супермаркета:

  • уровень цен держится выше среднего
  • имеются собственные производственные цеха
  • ассортимент продукции состоит из 4 000 - 15 000 позиций
  • в день совершается 1 200 - 2 300 покупок
  • месячный оборот $500 000 - $1 200 000
  • кассовая линия, состоящая из 5 - 16 аппаратов, управляется фронт-офисной системой
  • численность персонала от 50 до 200 человек


     Супермаркет класса премиум - супермаркет с очень высоким уровнем сервиса, торгующий расширенным ассортиментом деликатесов. 


     Гастрономический бутик - небольшой магазин изысканных деликатесов. Как правило, гастрономический бутик расположен вместе с одноименным рестораном. 


     Универсам - универсальный продуктовый магазин площадью более 500 кв.м., в котором можно купить все необходимые продукты. Основной вариант советского продуктового магазина. Непродовольственные товары в таких магазинах практически отсутствуют. Универсамы строились в густонаселенных районах крупных городов. Торговля в них осуществлялась через прилавок: покупатели сначала выбирают продукты у прилавка, затем оплачивают товар в кассе, получают чек и в обмен на чек получают товар у прилавка. Сейчас такая форма расчета практически отсутствует, подобные магазины перепрофилируют в формат супермаркета, как более успешного. 


     Гастроном - торгующий через прилавок продуктовый магазин площадью менее 500 кв.м. Гастрономы составляли вторую основную форму розничной торговли продуктами в советское время. Торговля осуществляется так же, как и в универсаме. Иногда кассовые аппараты устанавливаются в каждом отделе. 


     Дискаунтер или магазин-склад (warehouse) - магазин с низкой наценкой, предлагающий более низкий уровень обслуживания, с минимальным дизайном, и с рациональным размещением товаров, с агрессивной ценовой политикой. Различают мягкий дискаунт, жесткий дискаунт и cash & carry. 


     Мягкий дискаунтер - магазин самообслуживания с уровнем цен ниже среднего. Площадь торгового зала составляет от 450 кв.м. до 800 кв.м. Склад занимает 100 - 250 кв.м. Характеристики: 

  • отсутствуют собственные производственные цеха
  • количество позиций в ассортименте: 1 000 - 1 500
  • в день совершается 1 000 - 2 500 покупок
  • месячный оборот $250 000 - $400 000
  • кассовая линия содержит 5 - 10 аппаратов
  • численность персонала 30 - 35 человек


     Жесткий дискаунтер - магазин самообслуживания с низким уровнем цен, с площадью торгового зала от 300 кв.м. до 600 кв.м. и складом 100 - 200 кв.м. Характеристики: 

  • отсутствуют собственные производственные цеха
  • количество позиций в ассортименте: 900 - 1 200
  • в день совершается 1 200 - 2 700 покупок
  • месячный оборот $120 000 - $270 000
  • в зале установлено 2 - 6 кассовых аппаратов
  • численность персонала 25 - 30 человек


     Cash & Carry - магазин дискаунтер с показателями по ассортименту, количеству покупок за день, месячному обороту, инфраструктуре и персоналу схожими с аналогичными показателями у гипермаркета. Многие товары могут продаваться только мелкооптовыми партиями. 


     Минимаркет - магазин самообслуживания с площадью 200 - 600 кв.м. и 2 - 4 кассовыми аппаратами. Может совмещать в себе особенности супермаркета и дискаунтера. 


     Удобный магазин (convenience store) или "соседний" магазин (neighbourhood store) или "магазин у дома" - магазин самообслуживания или торгующий через прилавок с площадью 150 - 350 кв.м., который предлагает отработанный ассортимент товаров повседневного спроса. Часто работает по расписанию "севен-илевен", т.е. с 7 утра до 11 вечера, или даже 24/7, то есть круглосуточно без выходных и даже по праздникам. Клиенты минимаркета - жители окрестных домов. Ассортимент удобного магазина включает в себя около 4 000 продуктов, в том числе вино-водочные изделия, бакалейные товары и сыро-молочные продукты, и порядка 1 000 сопутствующих товаров. Характеризуется высоким уровнем обслуживания и тем, что многих покупателей продавцы знают по именам. 


     Магазин при АЗС (petroleum based store) - это магазин при автозаправочной станции, совмещающий в себе продуктовый магазин формата "удобный" и магазин по продаже автомобильных запчастей, аксессуаров и моторных масел. 


     Специализированные магазины - небольшие магазины, площадью 150 - 350 кв.м., торгующие продукцией одной категории. К специализированным магазинам относятся: булочные, "Молоко", "Сыр", "Овощи фрукты", "Вино". В настоящее время количество специализированных магазинов стремится к нулю, так как они повсеместно проигрывают в конкуренции с многопрофильными "соседними магазинами". Исключение составляют специализированные магазины, торгующие вином и другими спиртными напитками. 


     Интернет-магазин - Интернет-оператор при супермаркете, использующий Интернет как первичное средство принятия заказов на продукты питания для доставки на дом или в офис. 


     Оптово-розничный рынок - рынок, продающий главным образом продукты длительного хранения как розничным, так и оптовым покупателям. Состоит из контейнеров и киосков. Число контейнеров на рынке может достигать 600. 


     Торговый павильон - закрытая торговая точка, собранная из готовых конструкций, с входом для покупателей. Павильон имеет площадь от 20 кв.м. до 60 кв.м. Основной ассортимент продукции включает напитки, кондитерские изделия и ряд других товаров широкого спроса. 


     Торговый киоск - стационарная торговая точка, площадью не более 10 кв.м. Киоски, как правило, расположены возле станций метро и остановок наземного общественного транспорта. Торговля в киосках осуществляется через окно. 


     Тонар - то же, что и киоск, только снабжен колесами. За счет этого обладает большой мобильностью.