Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск


Мнение покупателя: Как нас обманывают с помощью мнимых скидок в супермаркете


          Скидки в продуктовых магазинах — способ выжить для многих россиян.

  • Но какие тонкости таятся за объявлениями "привлекательная цена"?
  • Убыток — тоже выгода?

          Единого регулирования цен на продукты питания сейчас нет.

— В 2007 году правительство выработало список социально значимых товаров (хлеб, молоко и т.д.), цены на которые были "заморожены". Но сейчас так не делается, и цены регулируются рынком, — рассказывает Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли.

          Но магазины все равно умудряются снижать цены. Из чистого альтруизма? Вовсе нет.

— Это способ привлечь побольше покупателей, — объясняет Вадим Новиков, старший научный сотрудник Академии народного хозяйства. — Купив товар по скидке, человек обычно берет что-то еще. А для магазина не так важна цена конкретного товара, как число покупателей и средняя стоимость корзины.

          Смотри в оба

          Но именно в отношении скидок продавцы чаще всего идут на разные уловки, чтобы и клиентов "заманить", и деньги не потерять.

— Например, реклама товара, который в магазине практически отсутствует, — рассказывает Игорь Романов, эксперт Общества защиты прав потребителей. — Всегда можно отговориться тем, что он был, но закончился, а рекламу снять не успели. Расчет на то, что люди все равно купят что-нибудь, лишь бы не уйти с пустыми руками.

          Есть уловки и посложнее. Вот ряд примеров:

  1. Под яркой рекламой продукта по сниженной цене лежит товар в похожей упаковке, но существенно дороже. Разница обнаруживается только на кассе, а то и дома. В случае протестов магазин ссылается на то, что товар выложили по ошибке. А доказать умысел — крайне сложно.
  2. Цена на товар сначала выставляется завышенная, а потом делается "скидка". При этом рядом может лежать продукт аналогичного качества, но дешевле. Расчет здесь на то, что покупатели не сравнивают цены, а смотрят прежде всего на броские объявления.
  3. По "привлекательной цене" выставляется, например, подсолнечное масло в бутылках по 800 мл. Покупатели торопятся взять его, не обращая внимания, что рядом стоит такое же масло объемом 1 л и ненамного дороже. Скидки, по сути, нет никакой — цена снижается за счет меньшего количества товара.

          Лишние расходы в каждом случае небольшие — 5-25 рублей. Но в сумме за месяц может "накапать" 1-3 тыс. руб.

          Если налицо несоблюдение правил торговли (например, в объявлении или на ценнике не приведен объем, вес продукта или не указано, что цена установлена за штуку, а не за килограмм), можно обратиться в Роспотребнадзор или торговую инспекцию по месту регистрации магазина как юридического лица. Но чаще магазины поступают осторожно, чтобы остаться в рамках закона. Так что покупателю остается полагаться лишь на свою внимательность.

          Спасти копейку, потерять рубль

— Экономить на потребителях невыгодно, можно их лишиться, — считает Илья Белоновский. — По статистике, до кризиса покупатель обходил в месяц в среднем 6 продуктовых магазинов, а сейчас — 10-12. Т.е., люди стали строже подходить к выбору.

— Сейчас люди вынуждены искать, где дешевле. Этим и пользуются многие торговцы, — констатировал Игорь Качалов, эксперт по маркетингу. — Но как только дела улучшатся, торговые точки с плохой репутацией потеряют покупателей. Такие же уловки, как у нас сейчас, применялись в Европе еще сто лет назад, но там продавцы давно от них отказались. А у нас торговля еще не вышла из младенческого возраста.