Материал из PL Engineering
Новые вызовы к построению IT архитектуры клиентоориентированной розничной торговли
Обратиться к руководителю IT проектов
Фокус на клиента
Развитие современной ритейл компании, подразумевает приоритет на потребности клиента, при принятии практически любых бизнес решений. Исходя из этого, в ритейл компаниях, возникают такие сервисы и соответствующие бизнес функции как:
- Системы лояльности
- Построение коммуникаций через различные каналы связи
- Управление ассортиментом
- Интернет магазин
- Доставка
- Дополнительные сервисы в торговых центрах
Клиент
Для построения клиентоориентированных сервисов нужно ответить на один основной вопрос: Кто наш клиент?
Для того, чтобы ответить на него, необходимо проанализировать различную информацию:
Информация о клиенте
Данные поступают из различных источников:
- Анкеты
- Опросы клиентов
- Данные от внешних компаний
- Статистика продаж
- Источники обратной связи, такие как – интернет сайт, call center
Как хранить данные о клиенте
Построение бизнес процессов внутри компании, направленных на анализ текущих и будущих потребностей клиентов, влечет необходимость внедрения соответствующих IT систем
- CRM модули, включающие в себя
- Управление данными о клиентах
- Управление взаимодействиями с клиентами
- Сегментирование клиентов
- BI and Data Warehouse
Результаты анализа
Какие основные выводы, могут быть сделаны, по результатом анализа клиентской информации:
- Выявление групп клиентов по степени влияния цены на их покупки и их влияние на бизнес компании.
Пример: клиенты которые менее чувствительны к цене приносят большую часть товарооборота магазина. Вывод – изменение ценовой политики компании
- Выявление связей между социальным статусом клиента и его покупками
Пример: молодые отцы покупающие подгузники, также часто приобретают пиво. Выводы – специальные скидки на пиво для данной группы клиентов
- Выявление правильного ассортимента для проведения промо акций
Пример: артикулы, которые содержатся в части промо акций, покупаются, в основном, клиентами не чувствительными к цене. Выводы: пересмотр стратегии формирования ассортимента для промо активностей
- Выявление ассортимента, который важен для клиентов, чувствительных к цене, и который должен продаваться по минимальной цене.
Вывод – включение части ассортимента в процесс регулярного контроля уровня цены
- Выявление приоритетов при выборе товара покупателем
Пример: насколько важен при выборе бренд товара? Его характеристики, как вес, литраж и т.д. Вывод – пересмотр стратегии размещения товара на полке
Изменения в бизнес процессах
На основании сделанных выводов, следующие процессы должны быть внедрены и автоматизированы в компании:
- Управление ассортиментом на уровне магазин-ассортимент
- Управление процессом выкладки товара (планограммы магазина)
- Управление системой лояльности с возможностью таргетированных скидок
- Управление процессом ценообразования для ассортимента конкретного магазина
Изменения в информационных системах
Внедрение новых / изменение существующих процессов требует существенных изменений в IT окружении – появляется необходимость в таких системах как:
- Система управление ассортиментом – определение уникального ассортимента на магазин. Может быть отдельным модулем в системе управления мастер данными или в системе Retail management
- Система управления выкладкой товара
- Система лояльности - Может быть внедрена как модуль CRM системы, так и как модуль POS системы
- Система управления ценообразованием – модуль системы Retail management
- Изменение функциональности POS системы
- Система управление промо компаниями
Дополнительные сервисы
- Для внедрения всех упомянутых бизнес процессов необходима реализация эффективного процесса взаимодействия с клиентами для:
- Получения/ предоставления обратной связи
- Публикации специальных предложений
- Организация возможности взаимодействий поставщика и клиента – статистика покупок для формирования специальных предложений, возможность заказа товара со склада поставщика
- Предоставление общей информации о компании и магазинах
- Для внедрения данных сервисов следующие IT системы могут/ должны быть использованы:
- Интернет сайт, мобильные приложения
- Киоски в торговых залах и на кассах
- Call center
- Business Intelligence
Изменения в информационных системах
Пример IT архитектуры необходимой при реализации клиентоориентированной стратегии в ритейл компании:
ВыводыСовременные реалии ритейл бизнеса диктуют необходимость перемещения фокуса стратегии развития компании на клиента. В связи с чем, все больше новых бизнес инициатив в области взаимодействия с клиентами и анализа их потребностей требуют реализации, что существенным образом сказывается на IT архитектуре компании. Какие вызовы для IT подразделений это несет:
- Внедрение множества различных систем (зачастую от разных вендоров)
- Построение эффективной, стабильной и контролируемой системы обмена информацией между системами
- Существенное увеличение IT бюджета – на реализацию полного портфолио проектов, в зависимости от текущего состояния IT систем.
- Поиск персонала, способного реализовывать и поддерживать сложные интеграционные проекты / системы
- Изменение структуры IT департамента
- Внедрение процесса обучения сотрудников работе с новыми процессами и системами.
Сергей Козырь, Директор по информационным системам ОКЕЙ Групп.