Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

         Регулярный менеджмент

Что такое регулярный менеджмент?

          Это и есть технология уменьшения беспорядка. Это просто тщательно спланированная и хорошо работающая система управления предприятием. В такой системе взаимоувязаны все основные участки бизнеса: продажи, поставки, склад, производство, торговый и финансовый учет, управление кадрами. В такой системе руководитель точно знает, чем занимается каждый сотрудник на его предприятии, сколько денег тратит каждое подразделение, какую прибыль приносит каждое направление в бизнесе.

          Регулярный менеджмент не несет в себе суперсовременных технологий и не требует покупки сотового телефона каждому сотруднику (хотя, почему бы и нет?! - тогда у них не будет возможности сказать что-то вроде: "Я вышел за хлебом, а мне забыли передать, что Вы звонили"). Вообще, американские бизнесмены пользуются этими технологиями уже лет 25-30 - и с каждым годом увеличивают свои прибыли. Эти технологии применялись и в СССР - научная организация труда, хозяйственный расчет - это все элементы регулярного менеджмента. К сожалению, за годы преобразований, вместе с социалистическим маразмом, были уничтожены и те ценные наработки, которые позволяли держаться на плаву планово-распределительной экономике. Например, в Советском Союзе была самая мощная система планирования в мире. Если бы ее не было, Советское государство задохнулось бы в течении полугода от перебоев с поставками товаров и тотального дефицита. А что мы наблюдали в 1990-1991 году? Развал планово-распределительной системы повлек за собой тотальный дефицит товаров. А модное сейчас понятие "логистика" есть не что иное, как система планирования поставок, как в рамках одного предприятия (микрологистика), так в целой отрасли (макрологистика). Да, логистика впитывает в себя самые последние достижения управленческой мысли, но суть ее - планирование поставок (в хорошем смысле этого слова).

          Вообще, весь регулярный менеджмент базируется на использовании систем планирования: логистика - это планирование материальных потоков, бюджетирование - это планирование финансов, а реструктуризация - это планирование развития структуры предприятия. Только планирование это не "от достигнутого", как было принято раньше, а базирующееся на реальных потребностях рынка и реальных возможностях предприятия. Естественно, для определения потребностей рынка нужно использовать инструменты маркетинга, а не среднепотолочные оценки, источником которых обычно служит указательный палец правой руки.

          Поэтому, описывая технологии регулярного менеджмента, мы не претендуем на открытие Америки, понимая, что все новое - это просто забытое старое. Эти технологии уже начинают приживаться в России, и вот почему: наибольший эффект они приносят устойчивому, стабильному бизнесу. Многое из них, конечно, полезно и молодым, растущим компаниям - порядок ведь везде нужен. Просто регулярный менеджмент сам по себе требует определенных затрат (порядок нужно поддерживать), а у небольших компаний часто не хватает людей, средств, времени на это. Да и раньше, 5-7 лет назад, многим компаниям это было и не нужно: работая с рентабельностью 100%, а то и 200%, они "могли себе позволить" не задумываться о таких скучных вещах, как планирование затрат. Однако сейчас, когда правила игры установились, именно от того насколько эффективно предприятие использует свои ресурсы и зависит его прибыльность.

Регулярный менеджмент - метод наведения порядка в бизнесе.

          Он дает конкретные результаты - рост прибыльности предприятий на 30-40%, причем, эти оценки - не из учебников, они даны российскими консалтинговыми компаниями. А рост прибыльности - это побочный эффект, основной же эффект состоит в том, что Ваш бизнес перестает быть щепкой в океане случайности. Он становится небольшим, но хорошо управляемым кораблем, который слушается руля, и ветер не кидает его по волнам, а движет в нужном направлении. Теперь вы можете спокойно и уверенно вести этот корабль вперед, не боясь того, что случайная волна в виде налоговой проверки опрокинет и потопит его.

          Технологии регулярного менеджмента просты, и, изучив их должным образом, внедрить их у себя на предприятии сможет каждый руководитель. Американские компании, столкнувшиеся с такими же проблемами в 60-х годах (тогда и были созданы технологии регулярного менеджмента) решали их при помощи карандаша и бумаги. Но нужно ли переводить бумагу, когда появились компьютеры? Сейчас целесообразно проводить внедрение регулярного менеджмента на базе автоматизированных систем, специально предназначенных для этого. Это позволит гораздо быстрее и с меньшими затратами пройти переходный период. Тем более, что автоматизированные системы многократно повышают оперативность и точность информации в бизнесе, позволяя руководителю принимать решение не на данных прошлого квартала, а на основе информации, полученной буквально за десять минут до этого.

          Есть еще один неочевидный плюс внедрения регулярного менеджмента при помощи автоматизированных систем. Исторически сложилось так, что наши люди не любят, когда им советуют, как лучше выполнить их работу. И если даже совет полезен, он все равно будет воспринят критично. Автоматизированная система позволяет обойти это. Когда мы строим автоматизированную систему, мы можем жестко прописать порядок выполнения работы работниками предприятия, и, таким образом, "дисциплинировать их помимо их воли".

           С чего начать внедрение регулярного менеджмента? Очевидно, что люди не смогут изменить привычный стиль работы как по мановению волшебной палочки. Регулярный менеджмент требует более высокой корпоративной культуры на предприятии, а сделать людей культурнее за месяц нельзя. Как здесь быть? Вообще, процесс внедрения регулярного менеджмента напоминает строительство сельского дома: поставив сруб - пятистенок, мы можем построить сарай, выкопать колодец, разбить сад, а затем вернуться и пристроить к дому веранду, подправив при этом свой изначальный замысел. Так и здесь: можно начинать, решая проблемы на наиболее загруженных участках предприятия (для торговой компании это, допустим, логистика) и достаточно быстро получить какие-то результаты, а затем приняться за другие участки: учет затрат, управление персоналом и т.д. Для качественного внедрения регулярного менеджмента придется пройти по такому циклу несколько раз, исправляя, ошибки и уже успевшие устареть решения - жизнь-то не стоит на месте, все вокруг меняется: А может получиться и так, что, например, корни проблем с продажами товаров лежат в нестабильных поставках, то есть для нормальной работы отдела продаж (маркетинг) нужно настроить работу отдела поставок (логистика). Это еще раз показывает, что преобразования и переход к новым системам управления затрагивает все предприятие. И не нужно этого бояться - в конце концов, наводить порядок в одной комнате, а в остальных оставлять мусор - согласитесь, неправильно.

          Что остается добавить? Весь процесс перехода к регулярному менеджменту может занять до 1 года, в зависимости от величины предприятия, его готовности к преобразованиям и желания руководства сделать его лучше. Одно условие есть при внедрении регулярного менеджмента: руководители предприятия действительно должны захотеть улучшить работу своего предприятия.