Материал из PL Engineering
Экспертные системы
Экспертная система представляет собой набор специальных регламентов, базирующихся на системном аккумулировании, обобщении и анализе знаний специалистов предприятия для использования их в процессе решения различных задач. Каждая экспертная система в объединяет ресурсы всех подразделений и отделов предприятия, работает в режиме одновременного пользования, содержит и обрабатывает информацию, касающуюся как самой производственной деятельности, так и управленческой и маркетинговой деятельности.
Экспертные системы в своём общем виде содержат следующие компоненты: базы данных, механизм выработки решений и пользовательский интерфейс.
Базы данных – это сердце и основание экспертных систем предприятия. Именно в них должен храниться весь объем необходимой маркетинговой и иной экспертной информации, четко разграниченной по направленности, содержанию, периодичности, необходимости использования разными подразделениями предприятия и т.д. Именно информация из базы данных становится основой принятия решений.
Механизм выработки решений - главная компонента экспертных систем предприятия. Это комплекс регламентов, определяющих порядок их интерпретации и использования. В процессе работы механизм выработки решений определяет все условия, способные повлиять на конечный результат. Механизм предполагает наличие определенных связей между отдельными блоками информации, он должен быть подтвержден хорошо разработанным регламентам, отвечающим основным требованиям предъявляемым к экспертной системе.
Благодаря непрерывности и синхронности поступающей в базу данных информации, становится возможным накапливать, группировать, увязывать и систематизировать поступающие данные. На их основе можно получать устойчивые статистические коэффициенты и вытекающие из них временные тренды. По трендам строятся средне- и долгосрочные прогнозы. В результате достигается увязка текущих расчетов, прогнозирования и оперативных текущих плановых заданий.
Пользовательский интерфейс представляет собой комплекс аналоговых и цифровых технологий, призванный обеспечить простое и удобное взаимодействие между экспертной системой и конечным пользователем. Он должен быть доступен и прост в использовании для каждого, так как предполагается что в системе одновременно будет работать большое количество пользователей: от простых рабочих цехов до высших управленцев.
Экспертные системы выгодны в использовании, как с работой касающейся внутренней информации фирмы, так и внешней. Сейчас на многих предприятиях в каждом отделе (кадрах, бухгалтерии, плановом, отделе, финансовой службе и т.д.) имеются свои базы данных. Каждая из них на 90% дублирует остальные и лишь на 10% содержат информацию необходимую для данной конкретной службы. Поэтому рекомендуется использовать объединенную базу данных. Более того, при достаточно умном подходе 99% объединенной информации в экспертных системах должны быть полезны всем и только один процент, определяющий входные и выходные формы, какой-то конкретной службе. Например, информация по зарплате должна поступать:
- В отдел кадров для отчета по средней зарплате;
- В бухгалтерию для занесения в карточку учета затрат на производство, а также в карточку учета для расчетного отдела, и в кассу;
- В плановый отдел для расчета прибыли и отнесения зарплаты на себестоимость производства.
Благодаря объединению базы данных маркетинговые службы постоянно находятся в курсе движения материалов во времени и пространстве по каждому поставщику, заказу, товарному ассортименту, объему. На каждое изменение в хозяйственной обстановке служба маркетинга может мгновенно реагировать: аннулировать заявки и контракты на ресурсы, которые не могут быть использованы в ближайшей перспективе, заменить один вид сырья на другой, изыскивать внутренние и внешние возможности в удовлетворении потребностей производства.
Маркетинговые экспертные компетенции при объединении баз данных предприятия позволяют сделать деятельность по изучению рынка более продуманной и эффективной, получая полное представление о функционировании рынка. Он, несомненно, способствует развитию профессионализма в управлении сбытом и изучении рынка и тем самым обеспечивает экономический рост фирмы.
Маркетинговая экспертиза по базам данных аргументирует экспертам работы с клиентами цель накапливать знания о клиентах, каналах сбыта продукции, данных о поставщиках и о конкурентах. Информация о клиентах является основой для планирования как маркетинга, так и деятельности фирмы в целом. Сейчас на рынке явно доминирует “покупатель”. Именно потребитель говорит поставщику, что и когда он хочет получить и сколько за это заплатит. Больше не существует такого понятия, как “клиент вообще” – есть только “этот клиент”, с которым в конкретный момент имеют дело. Поэтому детальное знание своего клиента – залог успеха предприятия. Нужно знать о роде деятельности клиента, о его истории развития, о планах, о проблемах, о финансовом положении, о том, что они думают о вас как о партнёре/поставщике, удовлетворяете ли вы их потребности.
Оперируя данными по обороту нарастающим итогом, предприятие получает возможность мгновенно реагировать даже на мелкие колебания потребительского спроса, заблаговременно воспринимать назревающие вопросы рыночной конъюктуры. При наличии в базе данных сведение об отказах от оплаты и их причинах производитель может без запроса дополнительных сведений оценить недостатки своего продукта, при необходимости быстро внести необходимые изменения и привести товар в соответствие с потребностями клиента.
Также важна информация о потенциальных клиентах предприятия. Сведения о клиентах можно использовать для того, чтобы спланировать стратегию новых коммуникаций и стратегии личных контактов с новыми клиентами.
Информация о конкурентах является весьма ценной как для планирования будущих стратегий, так и для своевременного четкого реагирования деятельности вашей фирмы на изменения активности со стороны конкурентов. Поэтому в базе данных должна быть сконцентрирована так же и любая накопленная информация о конкурентной активности.
Для успешной работы Вашей экспертной системы на предприятии необходимо:
- Определить именно необходимую информацию с целью избежания “захламления” системы, т.е. обеспечить релевантность данных.
- Обеспечить сбор, своевременное пополнение информации, прежде всего это касается внешней информации, поскольку внутренняя работает в непрерывном режиме. Это обеспечит актуальность информации, что особенно важно для изучения конкурентов и клиентов.
- Обеспечить накопление, хранение, обработку и анализ получаемой информации.
- Обеспечить максимальную доступность – каждый человек может получить доступ к информационным ресурсам в любое время из любого места. Любой информационный объект должен быть доступен одновременно многим.
- Обеспечить защиту данных от несанкционированного доступа в информации, особенно это касается внутрифирменных секретов и конфиденциальной информации о частных лицах.
- Определить приоритетность доступа конкретного пользователя к определенному разделу информации.
- Обеспечить сохранность данных в случае непредвиденных обстоятельств.