Материал из PL Engineering
Байер
Обратиться к руководителю проектов автоматизации розничной торговли
Категорийный менеджмент в одёжном ритейле получил название "баинг индустрии моды", соответственно сами категорийные менеджеры индустрии моды в России получили называние "байеры".
Байер (от англ. buyer) - дословно «закупщик», человек, отвечающий за формирование ассортимента магазина.
Принято считать, что моду определяют дизайнеры, стилисты, глянцевые журналы, специализированные телеканалы. Однако, то, что появляется в бутиках, торговых центрах и, в конце концов, доходит до потребителя, плод работы профессионалов байеров. Как и категорийного менеджмента в продуктовом ритейле, так и баинга индустрии моды нет в образовательных стандартах российских вузов. Дорога к профессии байера лежит через смежные специальности дизайн, маркетинг и менеджмент в моде.
Байеры – это не просто менеджеры отдела закупа или отдела снабжения, которые лишь договариваются о поставке товара. От того, насколько хорошо работает байер, будет зависеть и то, как будет работать весь магазин.
Что является главным залогом успеха работы одёжного магазина? Товар, который в нем продается. Он должен отвечать требованиям целевой аудитории, в противном случае бизнесу придет конец. Байер должен анализировать потребности клиентов и подбирать для поставки такие товары, которые непременно будут пользоваться спросом. При этом, учитываются не только пожелания клиентов относительно того или иного бренда, но и финансовые возможности потенциальных покупателей. Согласитесь, неразумно закупать партию костюмов по 40 000 рублей магазину, клиенты которого в основном предпочитают костюмы до 20 000 рублей. Непродуманная закупка оборачивается убытками, а байер должен предотвращать их.
В большинстве модных магазинов байеры отвечают за закупки новых коллекций одежды. Необходимое количество товара проводится на базе анализа среднестатистических покупок прошлого периода. Товар должен подбираться так. Чтобы он мог удовлетворить потребности клиентов с разными финансовыми возможностями.
Как и многие другие профессии, профессия байер появилась на отечественных просторах сравнительно недавно. Но за несколько лет она уже успела стать довольно привычной, особенно в крупных городах. Отечественные байеры в своей работе должны учитывать некоторые национальные особенности. К примеру, далеко не вся одежда модных итальянских брендов подходит для реализации в России. Например, белые джинсы не пользуются большой популярностью среди отечественных потребителей. Затем, на Западе считается приемлемым иметь одни дорогие джинсы, а менять лишь «верх». Наши же люди любят часто менять и нижнюю, и верхнюю часть одежды.
Учитывая то, что профессия байера у нас еще не достигла вершины развития, специалистов высокого уровня не слишком много. Но общее количество байеров постоянно увеличивается. Чтобы достичь успеха в этом деле, человеку нужно необходимо хорошо знать рынок, клиентов, особенности работы своего магазина, модные тенденции нынешнего и будущего сезонов. И это еще далеко не все, что должен знать байер, а лишь основные требования.
Байер должен быть мобильным, быстро реагировать на изменившуюся ситуацию и приспосабливаться к новым условиям. Байеру нужно быть ответственным. Поскольку ему постоянно приходится самостоятельно принимать важные решение. Математические навыки байеру также не помешают, поскольку подсчеты занимают не последнее место в его работе. Кстати, работа байера очень и очень ответственна, ведь отменить договорённости о закупках зачастую невозможно.
- К главным преимуществам работы байера можно отнести увлекательную специфику дела, возможность часто выезжать за границу, и в случае успешности собственной работы - высокую заработную плату.
- К недостаткам относится напряженный график работы и высокая материальная ответственность, которые не каждому по плечу.
Посещение показов – одна из основных задач байера. После показов проходят шоу-румы, в которых, кроме того, что можно увидеть новые коллекции, можно их ещё пощупать, померить, посмотреть, что за ткани и качество, найти новые контакты, почерпнуть новые идеи. Для формирования успешной коллекции необходимо обобщить информацию и о новых трендах, и о том, как они реализуются в коллекциях российских и даже европейских дизайнеров, т.к. современная русская мода во многом следует за западной. Отбираются вещи, в первую очередь, обладающие сильной энергетикой, интересные. Большое внимание уделяется тканям, поскольку одна из последних тенденций заключается в том, что именно ткани диктуют моду.
Конкретные вещи из коллекций подбираются для конкретных клиентов. Часто байер даже выступает стилистом, помогающим покупателю дополнить только что купленное платье необходимыми аксессуарами. Подобные близкие отношения устанавливаются и с начинающими модельерами. Байер превращается в учителя, рассказывающего, какая одежда продается лучше всего. Новые идеи должны быть носибельны и облачены в хорошую ткань и качество. Дизайнерам предлагается сделать ту же модель, но уже другого размера или из другой ткани, более интересной или лучшего качества. Работа с аксессуарами – другая важная часть профессии. Они подбираются в соответствии с выбранными вещами для закупки.
В России профессия байера появилась не так давно, менее десяти лет назад. Если в западной индустрии моды это довольно развитая инфраструктура, в которой трудятся специально обученные профессионалы, то российские байеры познают пока эту интересную профессию методом проб и ошибок.
Личностные качества: ответственность, инициативность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, обязательность, пунктуальность, креативность.
Так как специалистов баинга современное российское образование не предлагает - учиться придется только во время работы. Безусловно, необходим определенный запас: умение разбираться в моде, собственный отличный вкус, умение общаться и, конечно, больше желание заниматься этим делом.
Одёжные ритейлеры ищут опытных специалистов, которые прекрасно разбираются в предпочтениях потенциальных покупателей.
Как стать байером? Самый распространенный — устроиться продавцом-консультантом в бутик. У вас будет возможность пообщаться с посетителями, изучить их вкусы. Через некоторое время можно стать ассистентом байера, а потом и самим байером.
Ещё раз, но уже кратко описание эксперта баинга индустрии мод:
Байер работает в определенной сфере товарооборота, имеющей отношение исключительно к реализации предметов туалета — одежды, обуви, аксессуаров и т.д. Его деятельность направлена на осуществление эффективных агентских или представительских услуг между изготовителями продукции и торговыми представителями.
Виды деятельности:
- посещение показов мод
- участие в шоу-румах
- заключение договоров на закупку продукции
- контроль и отслеживание всех этапов процесса поставки
- налаживание партнерских контактов
Места работы:
- магазины и бутики, специализирующиеся на продаже предметов туалета
- дома мод
Профессиональные навыки:
- интерес к моде, тенденциям и направлениям
- умение разбираться в брендах, видах продукции, требованиям к качеству, оптовой и розничной стоимости
- наличие навыков маркетингового планирования
- знание потребительской психологии
- владение одним или несколькими иностранными языками
- наличие водительских прав и собственного автотранспорта
Дополнительные особенности:
В российских учебных заведениях пока нет стандартных программ по подготовке и выпуску байеров, поэтому осваивать все требования, необходимые для данной деятельности вам придется самостоятельно, в теории и на практике. Для того, чтобы начать карьеру в сфере баинга, необходимо в течение некоторого времени проработать продавцом-консультантом, а затем стать ассистентом байера и, наконец, самим байером.