Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

         Нужна ли в ИТ ученая степень?


            Принято считать, что аспирантура и последующее формализованные этапы саморазвития — полезны в работе. Как минимум, если из человека ничего не получится на научном поприще, можно будет рассчитывать на увеличение зарплаты в коммерческих структурах и более быстрый старт карьеры. Однако в ИТ все немного не так. Как оказалось, ученая степень среди ИТ-специалистов встречается не чаще, чем среди работников сферы маркетинга.

          Если не рассматривать тех, кто профессионально занимается наукой (для кого это еще и звание, должности и т.п.), ученая степень — это показатель уровня знаний, грубо говоря, очередная образовательная ступень, на которую решаются далеко не все. Мы привыкли считать, что ученая степень — это логичный шаг человека, решившего углубить свои знания в определенной области после окончания ВУЗа. Хотя уже несколько лет говорят о дискредитации самого понятия «ученая степень» (из-за большого количества «липовых» кандидатских), определенный уровень уважения к нему остался. Логично, что многие отрасли предлагают таким более подкованным специалистам большие зарплаты, высокие должности для начального старта и т.п. Возьмем, к примеру, медицину. В этой сфере зависимость количества корочек и занимаемой позиции очевидна.

          А вот в ИТ все обстоит не совсем так. Большинство специалистов по кадрам, работающих в ИТ, говорят о том, что ВУЗовские знания давным-давно устарели. Студентам действительно полезны общие представления об архитектуре систем, сведения о «классических» алгоритмах и другие, «вечно молодые» знания, но реальным практическим навыкам им приходится учиться уже на работе. Выходя на рынок труда, им предстоит не просто научиться всему однажды, а постоянно совершенствовать свой мозг и пополнять копилку знаний. Без непрерывного развития ИТ-специалист на рынке очень быстро потеряет цену.

          Получается, что ВУЗ для ИТ-специалиста — это просто некая базовая ступень развития. Получил диплом — как окончил школу. Забрал корочку, и вот теперь можно начинать настоящее обучение. В условиях, когда отрасль стремительно убегает вперед от состояния, которому соответствовали полученные знания (и все это потом придется так или иначе наверстывать), не так уж много специалистов решается продолжить получать академические корочки.

          Результаты опроса, проведенного изданием HeadHunter, говорят о том, что в ИТ лишь 2% специалистов имеют ученую степень. При этом, ИТ относится к тем отраслям, где обладание этой степенью вовсе не означает, что специалист имеет некую более высокую компетенцию в своей области. По количеству персонала с ученой степенью информационные технологии остались позади таких направлений, как медицина (что было очевидно, учитывая пример, приведенный выше), консалтинг, наука и образование, а также добыча сырья. Гораздо больше обладателей ученых степеней и среди высшего менеджмента (в среднем по всем отраслям). Несмотря на то, что ИТ традиционно считается «профессией для умных», здесь ученая степень оказалась столь же популярна, как и у маркетинга.

          Главное, что ИТ-отрасль не предлагает никаких преференций тем, кто все-таки получил ученую степень. Единицы из знакомых кандидатов наук делятся информацией о том, что имеют прибавку к зарплате или что звание помогло им на собеседовании. К слову, согласно все тому же опросу HeadHuter, в среднем по рынку лишь около 36% компаний не обращают внимания на наличие или отсутствие ученой степени при приеме на работу специалиста. Получается, что почти все они приходятся на ИТ?

          Плохо в таком отношении к ученой степени то, что сегодняшние аспиранты могли бы передать знания студентам. Каждая из последующих ступеней академического образования требует от обучающегося «часов налета» в роли преподавателя. При этом параллельно с аспирантурой, многие начинают свою работу в коммерческих структурах, где получают знания, соответствующие сегодняшнему состоянию отрасли. Таким образом, упустив вчерашнего студента, не приняв его в аспирантуру, ВУЗы, обучающие следующее поколение ИТ-шников, теряют преподавателя, а студенты — теряют возможность получить более актуальные знания.

          А как вы считаете, нужна ли ИТ-шнику ученая степень?