Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

         Управленческий учёт

     Управленческий учёт (Management Accounting) — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности фирмы информации и показателей для управленческого звена компании (внутренних пользователей — менеджеров). Это процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации.

     Цели и место в системах учёта

     Управленческий учёт прежде всего создаётся для того чтобы оперативно принимать решения, связанные с деятельностью фирмы.

     Управленческий учёт может оперировать прогнозами, электронной информацией не подтверждённой первичными документами и другими данными.

     Управленческий учёт выделился как отдельная дисциплина потому что для принятия управленческих решений требуется оперативная информация, чего обычный бухгалтерский учёт в силу своей периодичности, оперирования с уже совершёнными операциями и законодательным регулированием (выполняет в РФ функции налогового учёта) не может обеспечить, от этого может страдать конкурентность фирмы на рынке. Так как создание отдельной системы управленческого учёта требует больше затрат, чем развитие данной системы на базе бухгалтерского учёта, бухгалтеры часто считают управленческий учёт подсистемой бухгалтерского, что может быть верно на раннем этапе его развития. Дальнейшее развитие учёта необходимой управленческой информации на предприятиях ведёт к развитию более объёмной системы сбора информации, нежели это возможно в рамках бухгалтерского учёта.

     Простые примеры управленческого учёта:

  • В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать объёмы продаж конкурентов, при решении менеджмента компании повысить долю собственных продаж учёт данной информации становится необходимым.
  • В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать расположение ТМЦ по ячейкам, при оптимизации работы логистики (скорость комплектации) - есть.
  • В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество и содержание жалоб, в системе менеджмента качества (СМК) это просто обязательно.
  • В рамках бухгалтерского учёта нет необходимости учитывать количество созданных сметным отделом смет, при анализе и планировании загрузки сметного отдела без этого не обойтись.
  • И т.д. и т.п.

     Зачастую в управленческом учёте речь идёт даже не о необходимости такового в рамках бухгалтерского, а о невозможности управленческого учёта в рамках бухгалтерского учёта. Помимо уже перечисленных ограничений бухгалтерского учёта, существует проблема оперативного сбора информации. Бухгалтера "зачастую" не посадишь в каждом подразделении (отдел закупок, отдел продаж, склады, цеха и т.д.). Для оперативного взаимодействия же требуется информация от подобных источников. Передача сотрудникам сотовых телефонов решает например проблему координации (по крайней мере в теории), но точно лишает руководство в данном случае возможности анализа правильности, качества и оперативности действий сотрудников и как следствие например справедливого премирования сотрудников. Спектр проблем при отсутствии качественного управленческого учёта можно аналитически вывести, ознакомившись с требованиями к информации в контроллинге (управленческом учёте).

     Управленческий учёт ориентирован именно на потребности внутренних пользователей (управленцев различного уровня), а не внешних (акционеров и кредиторов, госорганы и т. д.), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне.

     Следует отличать управленческий учёт от учёта затрат по подразделениям и продуктам, также называемый иногда производственным учётом.

     Требования к информации управленческого учёта

     В управленческом учёте предъявляются высокие требования к предоставляемой информации. Информация, предоставляемая принимающему решения человеку, должна быть полной для принимаемых решений и в то же время краткой. Чем больше объём информации, тем больше информации остаётся без внимания, при отсутствии вспомогательных механизмов (систем автоматического принятия "качественных" решений по теории принятия решений).

     Показатели управленческого учёта, в отличие от бухгалтерского, могут быть как денежными, так и натуральными. Мало того, они могут быть качественными и вероятностными и описывать не только потоки и запасы, но и события\состояния внешнего мира, то есть управленческий учёт может оперировать альтернативными издержками и насыщенностью рынка товарами данной категории, например.