Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

           Интеллектуальное видеонаблюдение в общественном питании  

          Система видеонаблюдения в кафе или ресторане традиционно была нацелена на предотвращение краж личных вещей посетителей, а также общий контроль за действиями персонала. Но в современных условиях этой системы уже недостаточно — на рынок выходят технологии интеллектуального видеонаблюдения.

          Одним из примеров интеллектуального видеонаблюдения в заведениях общественного питания может служить новая концепция в области видеонаблюдения от компании «ЮСИЭС». Новые возможности системы событийного видеонаблюдения с анализом кассовых операций позволяют оперативно выявлять и предотвращать злоупотребления персонала и детально, в том числе и постфактум, контролировать его работу.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

          «Специалистами нашей компании была разработана концепция системы видеонаблюдения, совмещенной с протоколированием операций на кассе, — рассказывает Григорий Гуревич, генеральный директор компании «ЮСИЭС». — То есть на мониторе менеджера системы мы получаем видеоизображение с одной или нескольких видеокамер с наложением текста, соответствующего совершаемой кассовой операции. Титры содержат информацию обо всех «подозрительных» событиях (отмена заказа, удаление блюда, возврат денег, применение клубной карты и т. д.), и в любой момент можно просмотреть выборку видеокадров, отсортированную по этим событиям. Так происходит практически полное протоколирование событий на кассе, и управляющий, в том числе находящийся удаленно, может контролировать действия персонала.

          Все действия официанта с блюдами, бармена и кассира с чеком и деньгами фиксируются системой видеонаблюдения достаточно подробно. В поле зрения камеры попадает обслуживаемый столик с посетителями, рабочее место кассира, официанта и бармена, кассовый аппарат, чековый принтер и пробиваемый чек в реальном времени. Сами титры имеют довольно свободную конфигурацию.

          В качестве примера можно привести выдачу заказов с кухни. Менеджер может в любой момент времени просмотреть видеоизображение места выдачи с наложением текста сервис-чека, соответствующего совершаемой операции, что позволяет проверить фактическое соответствие того, что кухня выдает и что находится в сервис-чеках.

          Одной из особенностей системы является то, что по умолчанию в титрах из информационной системы выводятся не только уже совершенные события (например, пробитый чек), но и все действия кассира (бармена) на кассовом терминале. Это особенно важно для ресторанов fast-food и контактных баров.

          Видеозапись ведется постоянно, а для просмотра предусмотрены два режима: on-line режим, когда менеджер в режиме реального времени, работая в том числе и за пределами ресторана, может следить за ситуацией в зале, и второй режим — с потенциально непрерывным контролем. Последний позволяет актуализировать и просматривать видеозаписи, отсортированные по определенным событиям, за произвольный промежуток времени в пределах объема диска. Объем дисков, которые мы рекомендуем, обеспечивает хранение информации в течение месяца. Потенциальный контроль важен с психологической точки зрения — кассиры знают, что в ресторане ведется видеонаблюдение, поэтому, даже если известно, что в данный момент менеджер не смотрит на экран, нельзя гарантировать, что произведенные противоправные действия не попадут в более поздний контроль. Это формирует у персонала сознательность и ответственность за свои действия.

          Есть еще несколько особенностей. Все действия кассира (официанта, бармена) за кассой фиксируются учетной системой ресторана, поэтому можно непосредственно из учетной системы обратиться к видеоряду, связанному с выбранным событием. Также система видеонаблюдения позволяет получать достоверную маркетинговую информацию — заполняемость зала в различные часы, скорость обслуживания гостей и т. д. При этом запись зала ведется только в общем режиме для определения загруженности ресторана, скорости обслуживания и предотвращения хищений в зале. Ни о каком наблюдении за гостями, тем более детальном, речи не идет. Очевидно, что это было бы неэтично».

АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

          Система интеллектуального видеонаблюдения состоит из аппаратной и программной частей. Аппаратная часть производит цифровую видео- и аудиозапись, а программное обеспечение совмещает текст кассовых операций и действий в информационной системе ресторана с видеоизображением.

          «При выборе аппаратного обеспечения, в частности камер видеонаблюдения, — отметил Григорий Гуревич, — мы с самого начала ставили задачу работать только с цифровыми видеокамерами. Кроме того, важно, чтобы даже при отсутствии компьютера камеры могли вести нормальную работу. Для хранения данных можно использовать внешние жесткие диски, которые устроены гораздо проще, чем компьютер. Операционная система в данном случае сильно урезана, поэтому вероятность зависания или сбоев в работе такого диска минимальна. Цена же внешнего носителя гораздо ниже, чем компьютера, и нет соблазна использовать этот носитель для посторонних целей, что чревато занесением посторонних вирусов, и память будет использоваться только по назначению. Мы рекомендуем использовать камеры с алгоритмом сжатия MPEG-4 для компактного хранения данных».

          С развитием новых технологий очень важно предлагать для бизнеса решения с максимальным их использованием. Сети 3G и 4G позволяют активно использовать мобильную и интернет-связь для оперативной передачи видеоинформации, что актуально для удаленного видеоконтроля за работой ресторана в режиме on-line.

          «Уже сегодня мы можем передавать картинку, правда, с меньшими возможностями, чем на стационарный компьютер, на мобильные телефоны, — рассказывает Григорий Гуревич. — В первую очередь это iPhone, характеристики которых позволяют принимать такое изображение. Мы надеемся, что запуск в Москве мобильной сети 3G с возможностями передачи живой картинки позволит более активно использовать нашу систему видеонаблюдения.

          Без сомнения, удобства использования предлагаемых технологий будут высоко оценены менеджерами, владельцами и инвесторами, которые получат интересующую их, а главное, достоверную информацию в режиме on-line. Кроме контроля работы сотрудников они смогут увидеть работу заведения и зал с посетителями.

          Существует много способов для того, чтобы скрыть свои действия от видеокамер, а обнаружить на видеозаписи обдуманные жульнические деяния бывает достаточно сложно. Поэтому система видеонаблюдения должна быть интегрирована в целостную систему автоматизации. При этом событийный видеоконтроль вполне может претендовать на звание универсального средства по борьбе со злоупотреблениями персонала в ресторане. Конечно, при условии эксплуатации системы грамотным и правильно обученным работником.

РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

          На сегодняшний день система событийного видеонаблюдения запущена и уже успешно работает в ресторанах «РОСТИК'С-KFC». К концу 2010 года видеоконтроль будет осуществляться в 25 объектах сети. О проекте рассказывает IT-директор компании «РОСТИК’С-KFC» Андрей Гордеев: «Внедрение интеллектуальной системы видеонаблюдения позволило нам из центрального офиса получить виртуальный доступ ко всем ресторанам сети. Помимо этого мы накапливаем сведения о ситуации на своих объектах и собираем статистические данные о работе обслуживающего персонала, что, несомненно, повышает уровень сервисного обслуживания, увеличивает степень безопасности каждого удаленного ресторана. В рамках видеонаблюдения нам было необходимо создать эффект присутствия, пристального внимания и постоянного контроля в каждом ресторане, а сортировка видеозаписей по событиям в качестве дополнительной функции позволило нам добиться желаемых результатов».

          «Тестирование и запуск системы видеонаблюдения происходили в достаточно сложных условиях, — добавил к вышесказанному Григорий Гуревич. — Для компании было необходимо осуществлять контроль не только на местах, то есть в каждом отдельном ресторане сети, но также из удаленного Центрального офиса. Именно дистанционная работа в режиме on-line является важным преимуществом нашей системы видеонаблюдения. Также хочу еще раз отметить, что объекты с большим объемом записываемой информации требуют более тщательной проверки на надежность и отказоустойчивость».


«РОСТИК'С-KFC» — территориально распределенная сеть ресторанов быстрого обслуживания в России и СНГ, которая специализируется на блюдах из курицы и работает в соответствии с международными стандартами качества. На конец прошлого года в сеть «РОСТИК'С-KFC» входило 161 предприятие.