Материал из PL Engineering

Перейти к: навигация, поиск

Применение Radmin для обслуживания компьютеров и кассовых POS-терминалов в розничных сетях


          Недавний кризис заставил подавляющее большинство компаний искать способы оптимизации своих расходов. Это коснулось, пожалуй, всех сфер бизнеса. Не остались в стороне и розничные сети различных размеров. Их главное отличие от других компаний - территориальная распределенность. Из-за этого затраты на обеспечение ИТ-структур розничных сетей превосходят аналогичные расходы других компаний. Распределенность компьютерной сети и ее большой размер требуют наличия крупного ИТ-отдела, специалисты которого разъезжают по городу или даже области, решая проблемы, возникающие в разных торговых точках. При этом скорость обслуживания невелика, а затраты весьма и весьма большие. Впрочем, существует эффективный способ оптимизации работы ИТ-отдела. Именно о нем мы с вами, уважаемые читатели, сегодня и поговорим.

          Но для начала давайте подробно рассмотрим саму проблему. Какие задачи обычно приходится решать ИТ-специалисту, работающему в розничной сети? Чаще всего они заключаются в устранении неисправностей, возникающих на компьютерах других сотрудников, периодическом обновлении ОС и ПО, изредка изменении настроек и пр. Понятно, что при таких условиях держать своего ИТ-специалиста в каждой торговой точке просто-напросто невыгодно. В результате розничные сети создают один или несколько офисов поддержки, в которые поступают заявки из магазинов, и откуда выезжают специалисты для устранения неисправностей.

          У такого подхода есть два серьезных недостатка. Первый - довольно медленное устранение неисправностей. Вполне возможно, что проблему можно решить буквально несколькими кликами мышки. Однако квалификации пользователей недостаточно для устранения неисправности, а ИТ-специалист может приехать только через несколько часов или даже на следующий день. В результате возникают простои, уменьшается производительность труда сотрудников. Кроме того, нельзя забывать и про торговые терминалы (POS-терминалы, программно-аппаратные комплексы для торговли или АРМ кассира). По сути, они также являются компьютерами и подвержены тем же "болезням". Неисправность POS-терминала приводит к закрытию кассы до момента решения проблемы. Это, в свою очередь, становится причиной очередей и недовольства покупателей.

          Второй недостаток заключается в высокой стоимости обслуживания информационной системы розничной сети. С одной стороны, компании приходится держать большое число ИТ-специалистов в штате, в противном случае время их реагирования на запросы пользователей будет слишком велико. А с другой, постоянные выезды сопряжены с большими транспортными расходами и уменьшением производительности труда самих сотрудников ИТ-отдела, которые большую часть своего времени проводят в дороге (особенно актуально для крупных городов).

          Оптимальным выходом из сложившейся ситуации является использование ПО удаленного управления компьютеров. С его помощью сотрудники ИТ-отдела могут осуществлять техническую поддержку и администрировать компьютеры распределенных розничных сетей, удаленно подключаться к компьютерам пользователей и POS-терминалам и управлять ими так, как будто они находятся прямо перед ними. Причем в качестве канала связи может использоваться любая IP-сеть, в том числе и Интернет. Это позволяет администратору решать проблемы сотрудников, находящихся на любом удалении.

          Правда, стоит отметить, что далеко не всякая система удаленного управления подходит для эффективного решения проблемы удаленной техподдержки пользователей в розничных сетях. Для этого нужно, чтобы она обладала широкой функциональностью, а также имела достаточную степень защиты. Поэтому применение встроенных в операционные системы семейства Windows решений для управления рабочим столом оказывается недостаточным. Так, например, Remote Assistance не позволяет менять настройки системы, а Remote Desktop неприемлем для техподдержки пользователей, поскольку каждый раз подключается в отдельную сессию. Недостатки встроенных в ОС Windows средств создают рынок для разработчиков ПО удаленного управления компьютерами. Своего рода стандартом в области программного обеспечения для удаленного администрирования на российском рынке стал продукт Radmin. Давайте рассмотрим, какими возможностями он обладает, и какие его функции могут помочь в обслуживании информационной системы розничной сети любого размера.

     Схема организации ИТ-поддержки распределенной сети

          Первое, что можно отметить в программе Radmin - это быстрота работы. В ней реализована специальная технология DirectScreenTransfer, использующая драйвер видео-перехвата, а также выполнена оптимизация для работы на низкоскоростных каналах связи. Это обеспечивает возможность управления компьютерами и POS-терминалами даже через GPRS- и Dial-up-соединения, которые часто используются в удаленных торговых точках.

          Вторая особенность рассматриваемого продукта - удобство использования. В Radmin предусмотрена адресная книга удаленных компьютеров и сканер активных серверов. Они существенно облегчают доступ к компьютерам и POS-терминалам. Кроме того, программа обеспечивает "полное погружение" администратора в удаленный ПК. Человек может использовать специальные кнопки клавиатуры, колесико прокрутки мыши, буфер обмена и другие возможности.

          Следующей важной возможностью Radmin является функция передачи файлов с компьютера администратора на ПК пользователя и обратно. Она заметно облегчает, например, установку программ или обновлений. Дистрибутив уже не нужно копировать через промежуточный сервер или пересылать по электронной почте. Можно просто подключиться к удаленному компьютеру, скопировать на него файл и тут же его запустить.


     Управление удаленным компьютером

          Также во многих случаях может пригодиться поддержка технологии IntelR AMT. Это сравнительно недавняя разработка, которая представляет собой систему удаленного управления компьютером, "вшитую" непосредственно в аппаратную часть ПК. Реализована она в виде набора специальных микросхем, размещенных на материнской плате (естественно, не все материнские платы поддерживают эту технологию). Что же дает программе Radmin поддержка IntelR AMT? Оказывается, благодаря ее наличию администратор может выполнять такие действия, как включение, выключение и перезагрузка компьютера. Но и это еще не все. IntelR AMT позволяет администратору с помощью Radmin выполнять вход в BIOS удаленного компьютера и изменять его настройки, просматривать текстовый лог запуска операционной системы и даже выполнять загрузку с локального CD/DVD-привода. Особенно стоит отметить последнюю возможность, благодаря которой можно выполнять многие служебные операции и переустанавливать Windows на ПК, находясь за тысячи километров от него.

          Еще одной весьма полезной возможностью программы Radmin является наличие двух чатов - текстового и голосового (для использования последнего необходимо наличие гарнитур или микрофонов и колонок). Эти инструменты могут использоваться для проведения аудио-конференций, удаленного обучения сотрудников и пр. В нашем же случае текстовый и голосовой чаты - идеальные средства для общения администратора с оператором обслуживаемого компьютера. Во-первых, они позволяют администратору быстро идентифицировать проблему, то есть выслушать ее описание. А во-вторых, все-таки не все действия можно выполнить удаленно. Чаты же позволяют объяснить, что должен сделать человек для устранения проблемы.

          Ну и в завершение нашего сегодняшнего разговора, необходимо рассмотреть систему безопасности удаленного доступа. Это очень важный момент, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать. Открывая удаленный доступ к компьютерам торговых точек (обычно это рабочие станции бухгалтеров и руководства магазинов) и POS-терминалам, необходимо быть уверенным, что им не смогут воспользоваться злоумышленники. Кстати, возможно, именно это соображение (риск несанкционированного доступа) является одним из препятствий на пути внедрения систем удаленного обслуживания ИТ-инфраструктуры в розничных торговых сетях.


     Чат с удаленными пользователями

          Впрочем, пользователям Radmin бояться нечего. Во-первых, канал связи между сервером и клиентом шифруется с использованием стандарта AES. То есть он надежно защищен от перехвата. Во-вторых, в программе предусмотрена двойная система распределения прав пользователей: собственная и с использованием Windows (поддержка Active Directory). В-третьих, в Radmin реализована система IP-фильтрации, благодаря которой можно разрешить доступ только для определенных хостов и/или подсетей. Дополнительно к этим средствам безопасности в рассматриваемой программе есть защита от подбора пароля и ведение логов всех подключений.

          Итак, мы рассмотрели, как можно с помощью продукта Radmin существенно увеличить эффективность работы ИТ-отдела и одновременно уменьшить затраты на администрирование компьютеров и POS-терминалов в различных розничных торговых сетях. Причем это не единственное применение программы в данной сфере. Radmin может также использоваться как средство для удаленного обучения сотрудников по использованию нового ПО, организации корпоративного чата и проведения аудио-конференций. Продуманная функциональность позволяет рассматривать Radmin как наиболее универсальное средство для решения задач, связанных с удаленным доступом и администрированием в розничных сетях.