Материал из PL Engineering
Противокражные системы: купить или не купить?
Во времена, когда предприниматели максимально заняты поиском новых способов минимизации издержек, любая возможность даже небольшого снижения затрат вызывает повышенный интерес. Естественно, при этом более чем желательно не потерять в качестве приобретаемых товаров и услуг. Применительно к противокражным системам, устанавливаемым в магазинах, существует несколько способов оптимизации затрат на их покупку и эксплуатацию.
И как выбрать противокражное оборудование, которое оптимально соответствовало бы потребностям торгового предприятия и при этом цена была бы невысокая, а качество — на достойном уровне? Этими вопросами задаются как крупные сети, так и одиночные магазины.
И субъективные ощущения, и беспристрастная статистика говорят нам о том, что в кризис количество случаев воровства в магазинах со стороны покупателей резко возросло. Соответственно увеличилась и потребность в системах безопасности, которые, выполняя свои функции, не влетали бы в копеечку при их приобретении и эксплуатации.
В сегменте сетевых магазинов крупных форматов, таких как гипермаркеты и магазины Cash&Carry, наиболее надежным решением являются акустомагнитные системы. Последние разработки в этой сфере позволяют снизить стоимость системы защиты одного кассового прохода шириной до 1 м до 18 тыс. руб. Установка систем радиочастотной технологии может обойтись несколько дороже (конкретная стоимость зависит от того, есть ли необходимость дополнительно ставить на кассу деактиваторы для деактививации защитных этикеток). Преимущество радиочастотных систем перед акустомагнитными заключается в том, что стоимость расходных материалов (одно- и многоразовых этикеток и датчиков) ниже в два — два с половиной раза, что немаловажно при длительной эксплуатации системы.
Для средних и небольших супермаркетов, крупных магазинов одежды, спорттоваров или товаров для детей с проходами шириной 8‑10 м в равной степени подходят и акустомагнитные, и радиочастотные системы. Но в целях экономии на расходных материалах некоторые торговые предприятия нередко делают выбор в пользу радиочастотной технологии. С осени прошлого года на российском рынке представлена радиочастотная система Abc-3300 со стоимостью защиты одного прохода от 10 до 20 тыс. руб. При этом количество противокражных стоек, установленных в один ряд, в данной системе может доходить до 12‑14, что позволяет защищать с ее помощью очень широкие проходы или большое количество кассовых проходов в супермакетах.Еще один сегмент — магазины в торговых центрах с шириной прохода до 3‑4 м. При выборе системы защиты здесь необходимо принимать во внимание специфику самого товара и возможность возникновения помех со стороны противокражных систем, установленных в соседних магазинах. Последний вопрос особенно актуален, так как зачастую магазины и бутики открываются в торговых центрах с некоторым временным промежутком и помехи на противокражных системах могут возникать от установленного позже в соседних магазинах оборудования. В настоящее время благодаря снижению цен на акустомагнитное оборудование многие магазины в торговых центрах переходят на акустомагнитную технологию. Тем паче что при работе, например, с такими аксессуарами, как ремни, бижутерия, женское белье и другие деликатные изделия, необходимы датчики небольших размеров, а до недавнего времени они производились только в акустомагнитной технологии (теперь так называемые Micro Pencil tag в виде «дамских пальчиков» выпускаются и для радиочастотных систем).
Важно отметить, что системы акустомагнитной технологии, кроме того что имеют самую высокую защиту от помех, в том числе и от рядом стоящих систем, отличаются рядом прочих преимуществ. Их работе не препятствует наличие фольги в составе товара или упаковки, а одноразовые этикетки по-прежнему имеют меньшие размеры. Также в акустомагнитной технологии можно воспользоваться датчиками, съемники к которым защищены производителем от несанкционированного вноса-выноса из магазина, что существенно усложняет жизнь профессиональным воришкам. Но стоят такие датчики и съемники существенно дороже.
Радиочастотное оборудование, аксессуары и расходные материалы по цене могут быть в два-три раза дешевле акустомагнитых. Расстояние между входами в соседние магазины в крупных торговых центрах обычно составляет порядка 7‑8 м. На таком расстоянии радиочастотные системы, как правило, не препятствуют работе друг друга. На меньшем расстоянии могут возникать помехи. В подобных случаях требуется синхронизация систем (если такое возможно).
Что касается магазинов, расположенных на расстоянии 10 м и более от других торговых предприятий, то для них, как правило, оптимальным выбором по соотношению «цена — качество» являются системы радиочастотной технологии (если размеры товара позволяют использовать этикетки размером 40х40 мм, многоразовые датчики размером 40х50 мм или диаметром 45‑63 мм). Опять же важно обратить внимание на специфику товара. Например, если упоминавшиеся радиочастотные датчики Micro Pencil tag можно эффективно использовать при продаже, скажем, женского белья, то для защиты от воровства магазинов, торгующих, например, косметикой, лучше применять акустомагнитные системы, потому что для косметики необходимы малые размеры защитных этикеток.Отдельно стоящим магазинам также рекомендуется обратить внимание на радиочастотную систему Abc-3300. При стоимости около 20 тыс. руб. за комплект из двух стоек эта система является наиболее привлекательной для магазинов, которым важна надежность в защите товара за разумные деньги. Эту систему отличают: высокий коэффициент срабатывания, звуковое и световое оповещение о попытке воровства, высокая степень защиты от ложных сигналов, классический дизайн, антивандальные усиленные стойки и крепления, экономное энергопотребление. Основная настройка системы осуществляется производителем и проверяется поставщиком при подготовке оборудования к отгрузке. Заказчик своими силами может подстроить оборудование в магазине по месту установки.
Еще одним важным моментом, на который следует обращать особое внимание при выборе противокражной системы для магазина, является сервисное обслуживание. Некоторые компании, желая дополнительно заработать на этом виде услуг, просто не предоставляют покупателям инструкций и необходимых данных для настройки (подстройки) оборудования, ограничиваясь лишь инструкцией по эксплуатации. В результате заказчик не имеет возможности обратиться за сервисным обслуживанием в альтернативную компанию и «привязывается» к продавцу пожизненно. А попасть под условия того, кто будет потом монопольно диктовать цены за сервисное обслуживание и допустимый послегарантийный ремонт, в нынешнее кризисное время не хочется никому.
Выбирая поставщика противокражного оборудования, отдавайте предпочтение тем компаниям, которые предоставляют покупателям всю необходимую техническую документацию, а также оказывают помощь в поиске специализированных фирм и опытных специалистов, способных осуществить настройку системы и сервисное обслуживание в городе (регионе) нахождения заказчика за разумные деньги.Не секрет, что в последние десятилетия очень многие западноевропейские и североамериканские производители переносили производственные мощности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Эта тенденция коснулась и рынка противокражных систем. «Почти все противокражные системы, поставляемые в Россию из Европы, собираются из комплектующих азиатского производства, — говорит Георгий Рощин, глава компании «Абсолют торговли». — К чести китайских производителей, надо признать, что они учатся очень быстро. Например, еще несколько лет назад отечественные потребители старались не покупать бытовую технику из Китая. Теперь электроника, произведенная в Европе, — большая редкость в магазинах. Западные компании строго контролируют свое производство в КНР и не скрывают страну-производителя. Несколько иначе обстоят дела с противокражными системами. В Россию привозят оборудование, якобы произведенное в Германии, Голландии или Швейцарии, а на самом деле и электроника, и «железо» сделаны в Азии, и лишь конечная сборка иногда осуществляется в Европе. Если электронные платы и основные комплектующие производятся в Китае, Малайзии или Гонконге, а конечному покупателю говорят, что это продукция произведена в Европе, и соответственно выставляют высокую цену, то здесь необходимо задуматься. Ведь между «сделано в Европе» и «привезено из Европы» (ГТД европейское) существует большая разница!»
В то же время на рынке появляются компании, открывающие производство противокражных систем в нашей стране. Но, к сожалению, отечественные предприятия имеют большие издержки на помещения, коммунальные услуги, зарплату персонала и просто физически не могут предложить такие же расценки на свою продукцию, как китайские производители. Как и во многих других отраслях, оптимальным решением остается сборка продукции в Китае под российскими брендами с осуществлением надлежащего контроля. Разумеется, при таких условиях качество подобных товаров будет минимально отличаться от качества европейских брендов с производством в КНР, но цена на продукцию будет существенно ниже. Подобная схема уже нашла применение в текстильной индустрии, часовой отрасли, некоторых сегментах электрооборудования и др.
Другой способ снижения издержек и, как следствие, стоимости продаваемой продукции заключается в оптимизации работы персонала. Как известно, многие российские компании, особенно крупные, до кризиса имели раздутые штаты. С началом кризиса они подверглись сокращению, но зачастую, что называется, с водой выплеснули ребенка: в последние год-два увольнению подверглись не только лишние люди, но и целый ряд ценных, дорогих специалистов. Однако возможен и другой путь минимизации издержек — создание интернет-магазина. И такой пример есть на российском рынке противокражных систем.«Компании-лидеры продаж торгового оборудования активно борются за крупные сети — это их основной хлеб. Поэтому им нужно иногда и пыль в глаза пустить, а на это уходят значительные средства, — комментирует глава компании «Абсолют торговли». — Между тем хорошо отлаженная интернет-торговля позволяет отказаться от услуг целого ряда сотрудников — секретарей, охраны, IT-инженеров, обслуживающего персонала. Работа в формате интернет-магазина также дает возможность минимизировать расходы на аренду больших помещений, расходы на офисное оборудование, офисную технику и т. д. Все это вкупе обеспечивает низкие расценки на предлагаемую продукцию».
И, наконец, можно сэкономить в сфере сервисного обслуживания — эта тема уже затрагивалась в предыдущей статье (см. «ТО» за февраль этого года). Если противокражная система имеет несложное устройство и заточена под максимально простое обслуживание, сервисные работы можно проводить силами компании-заказчика. В первую очередь это касается систем, устанавливаемых в отдельно стоящих магазинах, где ближе 7‑10 м нет других противокражных систем. Тогда не требуется особых накруток электроники для защиты систем от взаимных помех. В настоящее время на российском рынке можно найти оборудование, для настройки которого достаточно знаний и опыта обычного электрика или инженера.
Все больше ретейлеров приходят к выводу о том, что сервисное обслуживание не только можно, но и нужно брать на себя, ведь в стоимость сервисных работ входит не только сама подстройка оборудования, но и оплата за выезд инженера на объект (в магазин). Например, сотрудницы некоторых магазинов после консультации по телефону уже сами могут производить подстройку противокражной системы, уменьшив чувствительность антенны нехитрым движением обычной отвертки. Выезд инженера обошелся бы магазину дороже. Это наглядные примеры того, как можно минимизировать свои затраты, увеличивать прибыль и дополнительно зарабатывать. Главное, чтобы поставщик противокражного оборудования предоставлял необходимые инструкции не только по эксплуатации оборудования, но и по ее настройке и эти инструкции были понятны не только опытным инженерам, но и обычным пользователям».