Материал из PL Engineering
Штриховое кодирование – важное направление обеспечения конкурентоспособности товара
Под штриховым кодированием следует понимать технологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную на предоставлении информации по определенным правилам в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов установленной формы, размера, цвета, отражающей способности и ориентации для последующего оптического считывания и преобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода в ПК или КПК.
Использование штрихового кодирования дает возможность автоматизации процесса ввода и обработки информации о продукции (товаре) в ПК для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы продукции (товара).
Штриховое кодирование влияет на конкурентоспособность товара следующим образом:
- Наличие штрихового кода у товара может рассматриваться как нормативное условие конкурентоспособности товара; так, с 1 января 1995 года наличие штрихового кода рассматривается как обязательное условие поставки товаров на рынки стран ЕС.
- Наличие штриховых кодов на упаковках дает возможность организовать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с упаковочной линии у изготовителей и заканчивая складом магазина, это оказывает большое влияние на сокращение логистических издержек.
- С помощью штриховых кодов контролируется качество продукции; в процессе выходного контроля качества на предприятии код считывается и подтверждается прием продукции или отказ от нее; соответственно бракованные изделия направляются на переработку, а изделия соответствующего качества на реализацию.
- Штриховые коды обеспечивают точный учет складируемых и отгружаемых товаров; штриховые кода наносятся не только на упаковку товаров, но и на контейнеры, их содержащие, а это облегчает складирование; при поступлении заказов от производителей проводится считывание кодов, их сопоставление с заказами и оформление накладной.
- Применение штриховых кодов позволяет повысить скорость и культуру обслуживания покупателей.
- Использование штрихового кодирования способствует организации эффективного проведения маркетинговых исследований товаров, так как позволяет вести автоматизированный учет их производства и продажи.
Система штрихового кодирования включает в себя три компонента:
Штриховой код – это последовательность расположенных по правилам определенной символики темных (штрихов) и светлых (пробелов) прямоугольных элементов различной ширины, которая обеспечивает представление символов данных в машиночитаемом виде. Данными могут быть как буквы и цифры, так и специальные графические и управляющие символы, используемые в программных и технических средствах обработки и передачи информации.
Штриховой код наносится на упаковке, этикетке или на ярлыках, сопровождающих товары. Штриховые коды считываются сканерами, которые воспринимает штрихи, пробелы и их сочетании, декодируют штриховой код в цифровой.
Правительством РФ принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение системы штрихового кодирования в торговле, банковском деле, на транспорте, в медицине, в сельском хозяйстве и других сферах экономики.